Будущий Юнармеец

СОДЕРЖАНИЕ
1. Целевой раздел………..…………………………………………….……….3
Пояснительная записка……………………………………………………...3
2. Содержательный раздел………………………………………………….....8
Учебный план………………………………………………………………..8
Учебно-тематический план дополнительной образовательной
программы…………………………………………………………………..10
3. Организационный раздел……………………………………………….....41
Методическое обеспечение программы…………………………..………41
Материально-техническое обеспечение программы…………………….42
Кадровое обеспечение программы……………………………….……….42
Список используемой литературы………………………………………..43

1. Целевой раздел
Пояснительная записка
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской
Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (далее – Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации») дошкольное образование является
уровнем общего образования наряду с начальным общим, основным общим и
средним общим образованием. Именно в дошкольном детстве закладываются
ценностные установки развития личности ребенка, основы его идентичности,
отношения к миру, обществу, семье и самому себе. Поэтому
миссия дошкольного образования
–
сохранение
уникальности
и
самоценности дошкольного детства как отправной точки включения и
дальнейшего овладения разнообразными формами жизнедеятельности в
быстро изменяющемся мире, содействие развитию различных форм
активности ребенка, передача общественных норм и ценностей,
способствующих
позитивной
социализации
в
поликультурном
многонациональном обществе.
Патриотическое воспитание дошкольников - это не только
воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной
природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного
отношения
к
представителям
других
национальностей,
но
и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда,
родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям
государства и общенародным праздникам.
Концепция модернизации российского образования определяет
приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной
системы психолого-педагогического сопровождения. Одной из таких задач
является патриотическое воспитание подрастающего поколения.
В
федеральном
государственном
образовательном
стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому
воспитанию: создание условий для становления основ патриотического
сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его
всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного
развития, развития инициативы и творческих способностей, на основе
соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
Трансформация России в постиндустриальное общество, процессы
информатизации, усиление значимости средств массовой информации как
института социализации, широкий диапазон информационных и
образовательных ресурсов открывают новые возможности развития личности
ребенка, но одновременно несут и различного рода риски. В связи с этим
проблема патриотического воспитания детей и молодёжи становится одной из
актуальнейших. Вместе с тем она обретает новые характеристики и
соответственно новые подходы к её решению как составная часть целостного

процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления
личности.
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству,
стремление служить его интересам и готовность, вплоть до
самопожертвования, к его защите. Патриотическое воспитание ребенка – это
основа формирования будущего гражданина.
Программа дополнительного образования патриотического воспитания
детей старшего дошкольного возраста (далее – Программа) разработана на
основе ФГОС ДО, системы занятий Ю.В. Федуловой «Люблю мое отечество».
Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие
стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и
сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая
красота Отечества.
Детство – ответственный этап в становлении личности и ее
нравственной сферы.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации
процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень
любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все
инициативы,
умеют
искренне
сочувствовать
и
сопереживать.
Для воспитателя это
время
благодатной
почвы.
Ведь
в
этом возрасте возникают большие возможности для систематического и
последовательного
нравственного воспитания
детей.
Происходит
формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления,
процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания
себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является
наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия
на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в
памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании
патриотизма.
Вовремя
созданная
благоприятная
педагогическая
среда
способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение
к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром,
и гордость за свой народ и свою Родину.
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой
родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что
называется «пустить корни в родную землю».
Чувство Родины… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к
близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие
его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с
восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что
вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им
глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную
роль, в становлении личности патриота. Немалое значение для воспитания у
детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение.

Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей
улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами. Родной
город… Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей,
традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом.
Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну,
должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к
культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от
цвета кожи и вероисповедания.
Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период
формирования любви к малой родине.
Направленность работы
- Воспитание интереса к русскому народному творчеству;
- Формирование познавательной активности в изучении истории своей
страны, интереса к былинам;
- Воспитание чувства уважения и благодарности своим славным предкам,
любившим Русь и укреплявшим могущество страны
- Воспитание нравственных патриотических чувств дошкольников, любви к
Родине, к любимому городу.
Уровень программы – базовый.
Актуальность программы
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано
много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение,
гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и
изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его
культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к
культурным традициям других народов.
Чувство Родина… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к
самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни,
связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой
малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие
впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское
восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному
краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с
детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее
столицей и символами.
Родной город… Надо показать ребенку, что родной город славен своей
историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими
людьми.

Быть
гражданином,
патриотом
–
это
непременно
быть
интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству,
гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием
доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому
человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Отличительные особенности программы
В настоящее время, в связи с первоначальным этапом становления
юнармейского движения, подобных дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ фактически не существует, поэтому данная
программа в этом аспекте является уникальной.
Адресат программы.
Данная программа предназначена для детей 5 - 7 лет. В этом возрасте
учащийся ощущает свою принадлежность и причастность к определенной
социальной группе. Он уже не просто подражает в поведении старшим, а
анализирует и оценивает историю, традиции, существующую систему
ценностей и мораль того общества, которое его воспитывает. Эта сложная
работа вызывает у ребенка яркий эмоциональный отклик. В этот период ярко
проявляются нравственные, интеллектуальные и патриотические чувства.
Форма организации:
Программа реализуется в форме проектов не только в организованной
образовательной деятельности, но и в совместной деятельности педагога с
детьми, в ходе режимных моментов, в самостоятельной детской деятельности,
во взаимодействии с семьями, что способствует не только патриотическому
воспитанию детей, но и формированию взаимоотношений со взрослыми и
сверстниками, всестороннему развитию личности ребенка.
Формы реализации программы:
Совместная деятельность взрослого
и детей
- беседы (история, культура,
социальный мир)
- художественно-эстетическая
продуктивная деятельность
(конструирование, лепка, рисование,
моделирование)
- творческая (создание макетов и
организация выставки)
- игровая (в экскурсоводов музея,
роль русского защитника - богатыря)

Самостоятельная
деятельность
детей

Взаимодействие
с семьей

Во всех видах
самостоятельной
деятельности

Во всех видах
совместной
деятельности

- исследовательская (работа с
картами и планами)
- чтение художественной литературы
- компьютерные презентации
- видеоролики
- речевая (обогащение словарного
запаса по теме, развитие диалоговой
монологической речи)
Программа предназначена для детей 5 - 7 лет.
Срок реализации программы – два года.
Время реализации (организованный образовательный процесс)
для детей старшей группы – 2 раза в неделю продолжительностью 25 мин., для
детей подготовительной группы – 2 раза в неделю продолжительностью – 30
мин.
Цель Программы: Развитие у дошкольников гражданственности,
патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей,
готовность к активному проявлению в различных сферах жизни общества.
Задачи Программы:
- формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье,
детскому саду, города);
- формирование духовно-нравственных отношений;
- формирование любви к культурному наследию своего народа;
- воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;
- чувство собственного достоинства как представителя своего народа;
- сформировать познавательный интерес к миру и на основе сравнения,
расширить представления о своей Родине;
- толерантное отношение к представителям других национальностей, к
ровесникам, родителям, соседям, другим людям.

Ожидаемые результаты освоения программы:
Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его
достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической
значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к
прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности,
гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому
воспитанию детей.
Старшая группа
 Проявляет интерес к изучению истории своей страны;









Бережно относится к сохранившимся памятникам истории и культуры;
Проявляет интерес к былинам и русским героическим сказкам
Имеет краткие сведения об истории Древней Руси
Различает некоторые рода войск.
Имеет краткие сведения об истории города, района, области.
Знает герб, флаг Российской Федерации
Имеет представление о Президенте, Правительстве России; о воинахзащитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.
 Знает стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.
национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т. д. ; о
Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых,
их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных
праздниках, школе, библиотеке и т. д.
Подготовительная группа










Краткие сведения об истории города, округа.
Знает дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер
телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.
Знает герб, флаг области и своего города.
Имеет представление о Президенте, Правительстве России; о войнахзащитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.
Имеет представление о родном крае; о людях разных национальностей, их
обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.; о Земле, о людях разных рас,
живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных
качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т.д.
Знает стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.
Знает правила безопасности поведения в природе и на улице города.
Понимает сопричастность к социальной и окружающей среде, осознает себя
полноправным членом общества.

Формы подведения итогов реализации Программы:
Мониторинг проводится в соответствии с Картами индивидуального
развития ребенка в начале каждого учебного года (октябрь) и в конце (май).
Форма фиксации результатов – Карта индивидуального развития ребенка.
Организуются консультации для родителей, открытые показы, выставки
продуктов проектной деятельности. Ведется рубрика на сайте.
2. Содержательный раздел.
Учебный план первого года обучения.

№
п/п

Название
разделов, тем

Количество часов
Всего

Теория

Форма аттестации

Практика

Старшая группа
1

2

3

Знакомство с
Русской
культурой

10ч.50мин

50мин

9ч.35мин

Русь богатырская
9ч.10мин

8ч.55мин

50мин

Россия – родина
моя

10ч.50мин

8ч.45мин

1ч.40мин

Всего часов:

30ч.50мин

25ч.15мин

3ч.20мин

Развлечение «Забавы
в кругу печи»
Спортивное
развлечение
«Военная игра в
детском саду»
Викторина «Моя
родина – Россия»

Учебный план второго года обучения.

№
п/п

Название
разделов, тем

Количество часов
Всего

Теория

Форма аттестации

Практика

Подготовительная группа
1

Родной город

8ч.00мин

6ч.00мин

4ч.00мин

Военно-спортивное
развлечение «Марш
бросок»

2

Мы славяне

8ч.00мин

6ч.30мин

1 час

Выставка рисунков

3

Родная страна

8ч.00мин

6ч.30мин

1 час

Викторина «Мы
патриоты»

4

Воинская Слава
России

12ч.00мин

10ч.00мин 2ч.00мин

Выставка рисунков
«Война глазами
детей»

Всего часов:

36ч.00мин

29ч.00мин

8ч.00мин

Содержание программы дополнительного образования.
Программа составлена для детей старшей и подготовительной групп.
Программой
определена
последовательность
решения
комплекса
поставленных задач, она определяется по разделам.
Старшая группа
I раздел «Знакомство с русской народной культурой»
II раздел «Русь богатырская»
III раздел «Россия – Родина моя»
Подготовительная группа
I раздел «Родной город»
II раздел «Мы - славяне»
III раздел «Родная страна»
IV раздел «Воинская слава России»
I раздел «Знакомство с русской народной культурой»
Расширить представления детей о родной стране, воспитывать интерес,
уважение и любовь к истории русского народа; знакомить с народными
традициями и обычаями, праздниками; расширять и углублять представления
детей о жизнедеятельности людей на Руси. Развивать речь средствами
фольклора. Воспитывать уважительное отношение к традициям славянской
культуры.
II раздел «Русь богатырская»
Воспитывать интерес к истории Родины, любовь к Родине. Вызвать
желание знать больше о жизни наших предков. Вызвать восхищение
богатырской удалью. Вызвать желание быть такими же отважными,
мужественными защитниками.
III раздел «Россия – Родина моя»
Закрепить знания о государственной символике РФ. Воспитывать чувство
гордости за свою страну. Воспитывать интерес к истории своей Родины.
Расширять представление о национальной культуре русского народа,
знакомить детей с русскими народными сказками, народным прикладным
искусством. Закреплять знания о праздниках России, о русских народных
праздниках.
Подготовительная группа
I раздел «Родной город»
Познакомить с историей возникновения города, его историческим
прошлым и настоящим, достопримечательностями, символикой, воспитывать
уважение к далёким предкам, бережное отношение к истории родного края.

II раздел «Мы - славяне»
Дать детям представление о старинных русских обычаях и поверьях.
Познакомить детей с укладом жизни славян, с предметами быта и их
назначением. Пополнить запас знаний о русских героях, предметах обихода,
русских народных праздниках и традициях. Познакомить детей с русским
народным костюмом, украшениями для детей и взрослых.
III раздел «Родная страна»
Расширять знания детей о родной стране, представления о том, что Россия
– огромная многонациональная страна; формировать интерес к малой Родине;
познакомить со столицей России, с гербом и гимном РФ;
воспитывать патриотические чувства.
IV раздел «Воинская слава России»
Пробудить интерес детей к истории Российской армии, особенностям
службы в мирное время, о необходимости защищать Родину, охранять ее
спокойствие и безопасность.
Формы подведения итогов реализации Программы:
Мониторинг проводится в соответствии с Картами индивидуального
развития ребенка в начале каждого учебного года (октябрь) и в конце (май).
Форма фиксации результатов – Карта индивидуального развития ребенка.
Организуются консультации для родителей, открытые показы, выставки
продуктов проектной деятельности.
Календарно учебный график.
Год
Дата
Дата
Количество Количество Количество
Режим
обучения
начала
окончания
учебных
дней
часов
занятий
занятий

занятий

недель

Старшая группа.
2021 –
2022г.

01.09.
2021

30.05.
2022

37

74

30ч.50мин

Понедк, среда
18.0018.25

36.00мин

Понедк, среда
18.0018.30

Подготовительная группа.
2022г.2023г.

01.09.
2022

30.05.
2023

37

74

Учебно-тематический план дополнительной образовательной
программы первого года обучения.
Старшая группа.

№

Содержание

Цель

Колво
часов
/ мин

Знакомство с русской народной культурой
Сентябрь
1

«Русские народные
промыслы»

Расширять и закреплять представления 1
детей о русских народных промыслах, /25
побуждать детей восхищаться народными мин.
умельцами и предметами их творчества,
обогащать словарь детей словами:
хохлома; филимоновская, богородская
игрушки; жестовские подносы, палехские
шкатулки.

2

«В гостях у
городецких
мастеров»

Воспитывать интерес в русское народное 1
творчество; развивать творчество детей, /25
стремление
подражать
народным мин
мастерам; продолжать знакомить детей с
произведениями народного творчества
городецких
мастеров;
учить детей
составлять описательные рассказы об
изделиях народных умельцев.

3

Видеоролик, беседа
«Наша добрая
матрешка»

Воспитывать интерес к быту и изделиям 1
н6ародноприкладного
искусства, /25
фольклор России; познакомить детей с мин
устным
народным
творчеством,
некоторыми видами народно-прикладного
искусства – знакомство с русской
матрешкой.

4

Компьютерная
Знакомить детей с русской традицией – 1
презентация, беседа: «Ярмарка» с акцентом на декоративные /25
«Русские ярмарки» промыслы России; расширять знания о мин
русской земле, которая издавна славится
своими мастерами; воспитывать уважение

к народным умельцам
русской культуры.

и

традициям

5

Выставка работ
художественноприкладного
творчества
совместно с
родителями «Мы по
ярмарке ходили,
всем подарков
накупили»

Обогащение
детско-родительских 1
отношений через совместную творческую /25
деятельность;
воспитание
чувства мин
гордости за свою семью.

6

«Как живут в
деревне? Добрые
избы»

Вызвать у детей интерес к жизни на Руси к 1
русской деревне, крестьянской избе; дать /25
представления о избе, учить детей мин
изображать «лицо» рубленой избы с
помощью мазка – бревнышка, украшать ее
оконце.

7

«Как рубашка в
поле выросла»

Рассказать о выращивании и обработке 1/25
льна, ткачестве; дать представление о мин
русском национальном костюме; развивать
интерес к русскому языку, расширять
словарный запас; формировать умение
четко,
внятно
проговаривать
скороговорки; развивать худ. эстетич.
восприятие
произведений
народного
творчества;
воспитывать
культуру
речевого общения, уважение к труду
взрослых, интерес к произведениям
устного народного творчества.

8

Беседа «Русский
национальный
костюм»

Продолжать знакомить детей с русским 1/25
национальным костюмом; формировать мин
интерес к особенностям русской культуры;
развивать
художественно-эстетический
вкус, изучая национальный костюм; чтение
русской народной сказки «Самое дорогое»

Октябрь
1

«Русь деревянная»

Развивать устойчивый интерес к
декоративно - прикладному искусству
русского народа, к деревянному зодчеству;
развивать умение правильно использовать
грамматические формы, умение точно и
правильно
подбирать
слова
при
составлении описательных рассказов;
расширять словарный запас; воспитывать
уважение к мастерству русских народных
умельцев, результатам их труда, гордость
за созданные памятники; формировать
умение внимательно выслушивать ответы,
рассказы сверстников.

1/25
мин

2

«Вечера долгие,
руки умелые,
головушки умные

Познакомить детей с русскими головными 1/25
уборами, особенностями их изготовления и мин
применения; развивать художественный
вкус и творческое воображение.

3

«Покров.
Покровские

Познакомить с народными названиями 1/25
октября; с праздником Покрова Пресвятой мин
Богородицы, с Покровскими ярмарками;
развивать интерес к русскому языку,
расширять словарный запас.

ярмарки»

4

5

«Красному гостю

Уточнить представления о традиции

-красный угол»

русского гостеприимства, рассказать о
некоторых связанных с ним старинных
обычаях и приметах; дать представление
об отражении темы гостеприимства в
фольклоре; воспитывать стремление быть
гостеприимными,
доброжелательными,
благодарными.

«Полотенце
вышивала

Познакомить с искусством вышивки, с 1/25
элементами узора; подвести к пониманию мин
того, что искусство отражает окружающий
мир, и мастер изображает то, что нравится,

петухами, утками»

1/25
мин

что вызвало интерес, удивление; вызвать
интерес к рукоделию, изделиям народных
мастериц;
развивать
смекалку,
сообразительность, через разнообразные
формы работы с загадкой; формировать
умение сравнивать вышитые изделия
(гладью,
крестиком),
выделить
характерный
орнамент;
расширять
словарный запас; воспитывать уважение к
трудолюбию, мастерству русского народа.
6

«Семья вместе –
душа
на месте»

7

«Коса- девичья
краса»

8

Выставка рисунков
«Русский костюм»

Дать понятие об истоках нравственности,
которые зарождаются в семье: о том, что
дети – помощники в семье, что у мальчиков
и девочек- свои обязанности; объяснить
выражение «Семейный очаг»

1/25
мин

Дать представление о старинных женских 1/25
прическах; развивать умение подбирать мин
антонимы, при составлении загадок,
отражать характерные особенности жанра
(описание сравнение); развивать интерес к
собственному сочинению; расширять
словарный запас; поддерживать интерес к
различным жанрам русского фольклора.
Обогащение детско-родительских
отношений через совместную творческую
деятельность; воспитание чувства
гордости за свою семью.

1/25
мин

Ноябрь
1

«Грамоте учиться
-всегда
пригодиться»

Рассказать о необходимости обучения, о 1/25
создателях славянской письменности для мин
всего славянского народа; познакомить с
историей возникновения письменности на
Руси для всего славянского народа,
рассказать о первопечатниках И.Федорове
и дне Наума – грамотника; развивать

познавательную
активность,
любознательность, самостоятельность,
интерес к книге, к истории; вызвать
желание и стремление быть грамотным,
образованным, умным, воспитанным.
2

«Где песня поется,

Познакомить с плясовой, хороводной 1/25
песней
как
жанром
музыкального мин
там весело живется»
народного
творчества,
формировать
умение передавать характер песен при
исполнении;
познакомить
с
репродукциями
картин
К.Лебедева
«Пляска», Б.Кустодиева «Деревенская
масленица»,
«Гармонист»;
развивать
потребность в общении с любимыми
музыкальными произведениями, слушание
исполнения русских песен, игры на р.н.
песен, игры на муз. инструментах;
поддерживать
стремление
к
выразительности
исполнения
произведений.

3

«И сила уму
уступает»

4

«Шутка греет
человека»

Рассказать воспитанникам понятие о 1/25
значении ума, мудрости в жизни человека мин
и окружающих его людей; продолжать
через
устное
народное
творчество
знакомить с жизнью народа, его прошлым,
его обычаями и традициями, верованиями;
развивать сообразительность, умение
использовать
средства
языковой
выразительности
при
составлении
рассказов, умение соревноваться, замечать
речевые ошибки сверстников и исправлять
их; воспитывать желание быть умными,
образованными.
Познакомить с малыми фольклорными

1/25
мин

жанрами:
молчанками,
кричалками,
небылицами,
частушками;
помочь
почувствовать красоту и выразительность
русского
языка;
развивать
умение
понимать юмор в произведениях устного
народного творчества.
5

«Нет милей дружка,
чем родная
матушка»

6

«Жизнь дана на
добрые дела»

Передать высокие представления о матери, 1/25
укоренившиеся в культуре русского мин
народа; продолжать знакомить с русским
фольклором (колыбельными песнями);
расширять словарный запас, воспитывать
уважение, любовь, заботливое отношение;
приучать активно выражать в поступках и
действиях доброе отношение к матушкам.
Формировать
навыки
культурного 1/25
поведения, понимание его значения для
мин
самого человека и окружающих его людей;
рассказать
о
благотворительности,
традиционной для русского народа;
побуждать
к
чувству
милосердия
сострадания к другим людям, любовь к
своей земле.

7

«Русская береза»

Познакомить с обрядами, связанными с

1
/25
Березкой; познакомить с картинами
мин
Л.Левитана «Березовая роща», А. Куиджи
«Березовая роща», вызвать желание
любоваться красотой русского пейзажа,
формировать умение выделять средства
художественной
выразительности,
сравнивать манеру изображения разных
художников;
Родине.

воспитывать

любовь

к

8

Развлечение
«Забавы вокруг
печки»

Создать условия для проявления культурно 1/25
–познавательных потребностей, интересов, мин
а также использования полученных знаний
и умений для проведения досуга.
Русь богатырская
Декабрь

1

«Защитники Руси!»

Познакомить детей с одним из видов 1/25
русского
фольклора
былиной, мин
былинными
героями-русскими
богатырями, защитниками своей земли

2

«Своя земля и в

Продолжить рассказ о защитниках 1/25
Отечества; познакомить с картинами В. мин
Васнецова «Витязь на распутье», Н.Рерих
«Илья
Муромец»;
развивать
у
воспитанников интерес к былинной
живописи.

горсти мила»

3

«Богатыри земли
русской»

4

5

«Древняя Русь»
Чтение «Былины»,
«Как
предки
защищали Русь от
врагов?»

Рассказать о князе Владимире Красном 1/25
Солнышке – умелом воине и мудром мин
правителе; познакомить с картиной В.
Воснецова «Богатыри»; развивать интерес
к былинной живописи, ее героям – русским
богатырям; расширять словарный запас;
воспитывать гордость за наших предков –
Защитников Родины, уважение к их
мужеству.

Дать представления об укладе жизни
древних славян, сформировать знания о
силе и славе богатырской Руси, о ее
народных героях; формировать умения
детей внимательно слушать текст былины,
понимать содержание, отвечать на
вопросы.
Лепка «Кольчуга для Учить детей работать коллективно; учить
богатыря»
создавать образ богатыря в лепке;
развивать мелкую моторику.

1/25
мин

1/25
мин

6

Просмотр
презентации
«Богатыри
русской».

Продолжать знакомить детей с Русью 1/25
богатырской;
расширять
знания
о мин
земли богатырях; воспитывать в детях гордость
за своих предков.

7

Беседа:
«Подвиги Вызвать интерес к языку былин, сказаний, 1/25
русских богатырей». песен, преданий о русских богатырях; мин
воспитывать в детях гордость за своих
предков;
дать почувствовать свою
причастность к истории русского народа.

8

Рассматривание
картины
В.
Васнецова
«Три
богатыря»»

Формировать
представление
о 1/25
героическом прошлом русского народа мин
Древней Руси, великих русских богатырях
- защитниках земли русской; оживить
представление о былине, о былинных
героях - Илье Муромце, Алёше Поповиче,
Добрыне Никитиче; вызвать интерес к
языку былин, сказаний, песен, преданий о
русских богатырях; познакомить детей с
оружием богатырей; воспитывать чувство
гордости за богатырскую силу России,
уважение к русским воинам, желание им
подражать.
Январь

1

«Наша
родная»

2

«Кто
Защитники
Отечества»

армия Дать представление о государственном
празднике – День защитника Отечества, о
его значении; формировать представление
о роли отца в семье; развивать интерес к
родной
стране,
ее
истории,
к
общественным праздникам; воспитывать
чувство патриотизма, гордость за свою
страну, уважения к представителям
военных профессий.
такие Расширять и актуализировать знания о
защитниках Отечества, о представителях
различных родов войск; воспитывать
уважение к солдатам.

1/25
мин

1/25
мин

3

Рисование
«Пограничник
собакой»

Упражнять детей в изображении человека 1/25
с и животного, в передаче характерных мин
особенностей (одежда, поза, петельной
величины фигуры и частей. Учить удачно
располагать на листе бумаге. Закреплять
приемы рисования и закрашивать

4

Выставка стенгазет Обогащение
детско-родительских 1/25
«Мой папа – солдат» отношений через совместную творческую мин
деятельность;
воспитание
чувства
гордости за свою семью.

5

Перестроение
флажками
музыку)

6

Аппликация
«Матрос
сигнальными
флажками»

с Формировать у детей стремление к
совершенствованию;
(под физическому
отрабатывать навыки перестроения в одну,
две колонны; закреплять комплекс ОРУ в
парах под музыку; упражнять в метании
мешочков в цель на расстоянии 3 метров;
упражнять в ходьбе по наклонной
лестнице,
сохраняя
равновесие;
совершенствовать точность передачи мяча
от груди, снизу; закреплять понятия
«лево», «право» в игре м/п «Сосед –слева,
сосед – справа».
Упражнять детей в изображении человека;
с в вырезывании частей костюма, рук, ног,
головы. Учить передавать в аппликации
простейшие движения фигуры человека

1/25
мин

1/25
мин

Февраль
1

2

«Наша Армия – всех Углублять знания детей о Российской
сильней»
Армии-защитнице нашей страны; уточнять
их представление о родах войск (пехота,
морские, воздушные, танковые войска,
боевой технике); вызвать желание быть
похожим на сильных и смелых воинов.
«Героическая
Дать представление о государственных
Россия»
праздниках,
воинских
званиях,
героическом прошлом русского народа,
великих русских богатырей защитниках
земли русской; воспитывать чувство

1/25
мин

1/25
мин

гордости за богатырскую силу России,
уважение к русским воинам желание им
подражать
3

Посещение детской
библиотеки «Читаем
детям о Защитниках
Отечества»

Формирование представлений у детей о 1/25
Защитниках
Отечества
средствами мин
художественной
литературы;
формирование основ нравственности и
патриотизма подрастающего поколения.

4

Квест — игра к 23 Расширять и систематизировать знания 1/25
февраля «Секретный детей о службе в Армии; проверить знания мин
пакет»
о военных профессиях; закрепить умение
узнавать и называть военные машины в
иллюстрациях;
способствовать
формированию
меткости
у
детей,
ловкости, а также совершенствовать
координацию движений; продолжать
формировать
умение
детей
ориентироваться
по
карте,
ориентироваться в пространстве; развивать
память, внимание, логическое мышление;
воспитывать патриотические чувства,
способствовать гармонизации детских
отношений,
развитие
чувства
взаимопомощи.

5

«Военная техника Расширять
представления
детей
о 1/25
Российской армии» Российской армии, о родной стране, о мин
государственных
праздниках
(День
защитника Отечества, День Победы);
развивать любознательность, расширять
кругозор детей; воспитывать любовь к
Родине, уважение к защитникам отечества;
познакомить детей с военной техникой:
танк, самолет, корабль и военными
профессиями: танкист, летчик, моряк;
помогать детям употреблять в речи слова в
точном соответствии со смыслом.

6

7

8

Конструирование их Расширять представления детей о военные
бумаги
«Военная техники
ВОВ,
формировать
техника — танк»
конструктивное
мышление,
навыки
конструирования из бумаги; пополнять
словарный запас, развивать речь детей;
развивать
творчество,
мышление,
воображение, моторику рук; воспитывать
гордость и уважение к ветеранам ВОВ.
«Афганистан
- Расширить знания обучающихся о войне в
живая память»
Афганистане; формировать представление
о воинском долге и верности Родине,
чести, мужестве, самопожертвовании;
прививать чувство уважения к участникам
афганских
событий.
воспитание
патриотических чувств у обучающихся.
Спортивное
развлечение
«Военная игра
детском саду»

1/25
мин

1/25
мин

Пропаганда здорового образа жизни; 1/25
укрепление здоровья детей, вовлечение их мин
в в систематические занятия физической
культурой; формирование чувства долга и
любви к отечеству, уважения к ветеранам и
тем, кто служит, воспитания чувства
патриотизма;
способствовать
психологическому сближению детей и
родителей, развитию положительных
эмоций,
чувства
взаимопомощи;
воспитание волевых качеств; развивать
выдержку, выносливость, воображение,
кругозор; воспитывать соревновательные
качества,
чувства
взаимовыручки,
поддержки.
Россия – Родина моя
Март

1

«Наша Россия»

Формировать представления о том, что 1/25
наша огромная, многонациональная страна мин
называется
Российская
Федерация
(Россия), в ней много городов и сел.
Продолжать знакомить с Москвой-

главным городом, столицей нашей
Родины, ее достопримечательностями.
2

«Россия – великая Расширять знания детей о родной стране; о 1/25
государственной символике; воспитать
мин
держава»
гордость за свою страну и уважение к
народу.

3

Комплекс
упражнений
«Полоса
препятствий»

Закрепление
умения
и
навыков
выполнения элементов: лазания, упоров и
висов, опорного прыжка, упражнений на
бревне и брусьях; развитие ловкости,
выносливости, скоростно - силовых
качеств;
способствовать
воспитанию
культуры эмоционального поведения в
спортивно-игровой
деятельности.
Воспитывать смелость, решительность,
чувство товарищества.
в Раскрыть
значимость
руководящей
роли президента: закрепить знание о гимне
страны (исполняется во время праздника
или другого торжественного события:
когда звучит гимн, все встают, мужчины и
мальчики снимают головные уборы).

1/25
мин

4

«Кто главный
стране?»

5

«Государственные
символы России»

познакомить детей с государственными
символами
России;
расширять
представления детей о государственной
символике
и
их
историческом
происхождении;
познакомить
со
значением цветов, изображенных на
Государственном флаге; воспитывать
эмоционально-патриотическое отношение
к символике России, чувства любви к
Отечеству и гордости за него; развивать
познавательный интерес и уважение к
символам России.
кольцо Познакомить детей с городами Золотого
кольца России; развивать у детей чувство
патриотизма и любви к своей Родине;

1/25
мин

6

«Золотое
России»



1/25
мин

1/25
мин

7

«Великие
люди России»

8

«Государственные
праздники
России».

познакомить дошкольников с
достопримечательностями
русских
городов, входящих в Золотое кольцо;
систематизировать
и
обобщить
знания детей о городах их гербах и
народных промыслах; воспитывать любовь
и чувство уважения к своей Родине ее
культурно- историческому и духовному
наследию.
Знакомить с достижениями великих людей 1/25
русской земли. Воспитывать чувство мин
гордости.
Способствовать формированию у ребенка 1/25
активной социальной позиции участника и мин
созидателя
общественной
жизни,
проявлению чувства гордости за свою
Родину, за достижение страны, в которой
живет, готовность к любым подвигам во
имя Отечества, желание стать его
защитником и созидателем.
Апрель

1

«9 Мая — День Закрепить умение отвечать полным 1/25
Победы»
предложением на поставленный вопрос по мин
содержанию
рассказа;
развивать
любознательность, расширять кругозор
детей, стремление узнать больше нового,
полезного, интересного об истории
родного края; активизировать словарь
детей пословицами и поговорками,
обогащать его путём уточнения понятий:
Россия, Отечество; защищать, оборонять,
гордиться,
сражаться;
справедливая,
народная, героическая война; пехота,
танкисты, лётчики; фашизм, блокада,
окопы, траншеи; генералы, маршалы,
военачальники; воспитывать чувство
патриотизма, любви к своей Родине,

уважения к ветеранам В.О. В., желание
заботиться о них.
2

3

4

5

«Символы Победы» Познакомить детей с символами победы:
боевыми наградами, со знаменем Победы,
вечным огнем, памятниками войнам ВОВ.
Продолжить
учить
высказывать
предположения;
развивать умение
созерцать предметы, направляя внимание
на более тонкое различение их качества;
обогащать словарь детей; воспитывать
уважение к ветеранам войны, к павшим
войнам; поощрять интерес детей к
событиям происходящих в стране,
воспитывать гордость за её достижения.
«Памятники герои» Знакомим детей о том, как защищали свою
Родину
люди
в
годы
Великой
Отечественной войны, как живущие
помнят о них; уточнить, расширить знания
детей о памятниках защитникам Родины;
воспитывать
чувство
гордости
за
героическое прошлое нашей Родины,
уважения
к
ветеранам
Великой
Отечественной войны.
Дать
представления
детям
о
«Города-герои»
некоторых городах-героях:
Москва,
Ленинград,
Брест;
обобщить
и
систематизировать знания детей о городах
– героях, в частности о Москве,
Ленинграде,
Бресте;
продолжать
знакомство с событиями войны 1941-1945
гг.; показать роль Советской армии в
освобождении страны от немецкофашистских
захватчиков;
расширять
представления детей о государственных
праздниках

1/25
мин

1/25
мин

1/25
мин

Посещение детской
 Воспитывать у детей чувство любви и 1/25
библиотеки.
уважения к Отечеству; расширить знания мин
учащихся о ВОВ; повысить интерес к

6

ВОВ «Я помню, я историческому
прошлому
Родины;
горжусь»
рассказать о подвиге нашего народа в
освобождении родной страны.
«Ветераны
ВОВ Закрепить знания детей о Великой 1/25
Сахалинской
Отечественной войне, дать понятие слова мин
области»
«земляки»;
продолжать знакомить
с
подвигами наших земляков Героев
Советского
Союза;
воспитывать
патриотические чувства на основе
ознакомления с боевыми подвигами наших
земляков героев Великой Отечественной
войны; воспитывать уважение к ветеранам
– героям Великой Отечественной войны,
чувство гордости за народ, победивший
врага.

7

«Дети - герои ВОВ»

Обобщить знания детей о ВОВ; рассказать 1/25
о том, как защищали нашу Родину дети в мин
годы Великой Отечественной войны;
воспитывать в детях чувство патриотизма,
уважение к подвигам детей, гордость за их
героические поступки.

8

Изготовление
Лэпбука «9 мая»

Познакомить детей с историей Великой 1/25
Отечественной
войны;
формировать мин
чувство гордости за свой народ, его боевые
заслуги; закрепить символы нашего
государства; закрепить представление о
празднике
Дня
Победы;
воспитывать чувства сопричастности к
жизни нашей страны, любовь и уважение
к ветеранам ВОВ, к героям, павшим за
Родину.
Май

1

Посещение
Формировать
духовно-нравственное 1/25
Ветеранов
ВОВ начало через ознакомление с моментами мин
«Подарок Ветерану» истории Великой Отечественной Войны;
продолжать
знакомить
детей
с
героическим прошлым нашего народа;

2

«Изготовление
гвоздики
возложения
обелиску»

для
к

3

Возложение венков
1.
к обелиску «Мы
этой памяти верны»

4

Конкурс – выставка
2.
«Салют Победы»

5

Изготовление
макета «Никто не
забыт, ни что не
забыто»

воспитывать чувства единения с людьми в
борьбе за мир.
Продолжать учить детей складывать
бумагу прямоугольной формы в разных
направлениях; освоить геометрические
понятия: треугольник, прямоугольник,
квадрат,
угол,
горизонтальная
и
вертикальная линяя; развивать внимание,
память и пространственное воображение;
закреплять знание о Российской армии;
воспитывать любовь к Родине, чувство
гордости за Российскую Армию; вызвать
желание стать таким же смелым и
надежным, как солдаты; способствовать
проявлению чувства патриотизма.
Расширять представления детей о Дне
победы, о памятниках, улицах родного
города, связанных с военными событиями,
о замечательных людях, прославивших
свой край; воспитывать уважение к памяти
павших бойцов (возложение цветов к
памятникам и обелискам погибших
бойцов); способствовать обогащению
эмоциональной сфере ребёнка.
Обогащение
детско-родительских
отношений через совместную творческую
деятельность;
воспитание
чувства
гордости за свою семью.
Воспитывать бережное отношение к
народной памяти, чувство благодарности к
ветеранам ВОВ; воспитывать любовь к
Родине, интерес к ее героической истории;
формировать чувство гордости за воинов –
защитников; воспитывать любовь и
уважение к ветеранам войны, вызвать
желание быть похожими на них; обогатить
представление детей о мужестве, героизме,

1/25
мин

1/25
мин

1/25
мин

1/25
мин

отваге народа, о значении победы нашего
народа в ВОВ.
6

7

8

«Край, в котором я Обогащать, уточнять и активизировать
живу».
словарь по теме, вводить в пассивный
словарь слова «малая Родина», «большая
Родина»,
названия
улиц;
дифференцировать понятия город –страна;
формировать
представление
о
замечательных людях, прославивших
свой край;
воспитание
у
детей
нравственно - патриотических чувств,
любви к малой Родине.
«Достопримечатель закрепление и расширение знаний о малой
ности Сахалинской Родине;
формировать
чувства
области»
патриотизма, любви к родной земле;
содействовать развитию познавательных
интересов, интереса к истории родного
края.

1/25
мин

1/25
мин

«Экскурсия в музей Дать знания детям о том, что музей – 1/25
района»
хранитель
подлинных
памятников, мин
материальной и духовной культуры
нашего города; познакомить детей с
жизнью наших предков; воспитывать
чувство гордости за свой край, любовь к
нему, стремление хранить и приумножать
его историю.
Учебно-тематический план дополнительной образовательной
программы второго года обучения.
Подготовительная группа.

№

Содержание

Цель

Родной город

Колво
часов/
мин

Сентябрь
1

Видеоролик, беседа
«Район, в котором
мы живем»

Уточнить знания детей о месте детского 1/30
сада;
дать
знания
о мин
достопримечательностях района.

2

Рисование «Дома
нашей улицы»

3

Компьютерная
Знакомить детей с прошлым нашего 1/30
презентация, беседа города.
Рассказать
детям
о мин
первопроходцах и о рождении города;
«Прошлое
развивать интерес к историческому
Углегорского
прошлому родного края.
района»

4

Компьютерная
презентация
«Роль шахт в
истории пгт.
Шахтерск»

5

Видеоролик
«Углегорские
народные
промыслы»

6

Экскурсия в
краеведческий
музей

Учить детей передавать в рисовании 1/30
образы дома, улицы; закреплять умение мин
оформлять
свой
замысел,
композиционно
располагать
изображение на листе; развивать
эстетические чувства; учить оценивать
выразительное решение темы.

Продолжать знакомить с историей 1/30
города, обогащать духовный мир детей мин
через обращение к историческому
прошлому нашего города.

Знакомить
детей
с
народными 1/30
промыслами;
сформировать мин
представление о связи поколений через
сохранение традиций в промыслах.
Развивать способность к эстетическому
восприятию.
Дать знания детям о том, что музей – 1/30
хранитель
подлинных
памятников, мин
материальной и духовной культуры
нашего города; познакомить детей с
жизнью наших предков; воспитывать
чувство гордости за свой край, любовь к

нему,
стремление
хранить
приумножать его историю.

и

7

Выставка
предметов старины
(с помощью
родителей) «Лавка
древности»

Обогащение детско - родительских 1/30
отношений
через
совместную мин
творческую деятельность; воспитание
чувства гордости за свою семью.

8

Изготовление
макета «Шахта»

Знакомить детей с трудом шахтеров, с 1/30
разными способами добычи угля: мин
подземный и открытый, с машинами,
которые помогают людям; пробудить
интерес к предлагаемой деятельности;
развивать образное и пространственное
мышление,
побуждать
детей
к
творчеству и самостоятельности.
Октябрь

1

Видеоролик, беседа
«Промышленность
Углегорского
района»

Знакомить детей с промышленностью.
Рассказать о людях, которые трудятся в
нашем городе; дать сведения об
имеющихся фабриках и заводах.
Воспитывать уважение к труду взрослых.

1/30
мин

2

Компьютерная
презентация «Кем
быть?»

Расширять и обобщать представление
детей о профессиях, орудиях труда, о
трудовых действиях; способствовать
развитию связной речи, мышления,
памяти,
любознательности,
наблюдательности,
активировать
и
обогащать словарь детей; воспитывать
уважительное и доброе отношение к
людям разных профессий.

1/30
мин

3

Видеоролик, беседа

Продолжать знакомить детей с родным
городом; закрепить представление о
достопримечательностях города; умение
ориентироваться по схеме; воспитывать

1/30
мин

«Памятные места
района»

любознательность
познании.

и

активность

в

4

Обзорная экскурсия
(с родителями) по
Углегорскому
району

Закреплять и расширять знания о малой
Родине;
формировать
чувства
патриотизма, любви к родной земле;
содействовать развитию познавательных
интересов, интереса к истории родного
края.

1/30
мин

5

Конкурс рисунков
«Мой город»

Обогащение детско - родительских
отношений
через
совместную
творческую деятельность; воспитание
чувства гордости за свою семью.

1/30
мин

6

Фотовыставка
«Места отдыха
горожан»

Продолжать знакомить детей с местами
отдыха (парки, дендрарий); напомнить
правила поведения в театре; прививать
навыки
экологически
грамотного
поведения во время отдыха на природе;
показать
красоту
родного
края,
необходимость бережного отношения к
природе.

1/30
мин

7

«Герои ВОВ
Углегорского
района»

Знакомить детей с героическими
подвигами воинов-земляков; объяснить
значение памятников боевой славы
нашего города; воспитывать чувство
благодарности к защитникам Родины.

1/30
мин

8

Военно –
спортивное
развлечение «Марш
- бросок»

Пропаганда здорового образа жизни;
укрепление здоровья детей, вовлечение
их
в
систематические
занятия
физической культурой; формирование
чувства долга и любви к отечеству,
уважения к ветеранам и тем, кто служит,
воспитания
чувства
патриотизма;
способствовать
психологическому
сближению детей и родителей, развитию
положительных
эмоций,
чувства
взаимопомощи; воспитание волевых

1/30
мин

качеств;
развивать
выдержку,
выносливость, воображение, кругозор;
воспитывать соревновательные качества,
чувства взаимовыручки, поддержки.
Мы - славяне
Ноябрь
1

«Славяне – значит
славный народ»

В доступной для детей форме дать
понятия слов «славяне» и «предки»,
познакомить с расселением славян и
наиболее известными племенами:
полянами, дреговичами, древлянами,
северянами, кривичами; воспитывать
интерес к истории Родины, чувство
гордости за русский народ.

1/30
мин

2

«Красна изба»

Дать представление о наших предках –
славянах. Познакомить детей с жилищем
наших предков: внешним видом избы, её
расположением, материалом, из
которого строится. Воспитывать
уважение и восхищение мастерством
человеческих рук.

1/30
мин

3

Конструирование
«Русская изба»

Упражнять детей в строительстве
русской избы по предполагаемым
условиям, в предварительной зарисовке
сооружений, в анализе схем и
конструкций,
развивать
умение
воспринимать предметы и явления в их
взаимосвязях,
устанавливать
из,
развивать конструкторские навыки,
направленное воображение.

1/30
мин

4

«Как жили славяне» Знакомить
детей
с
историей
возникновения Руси, с жизнью наших
предков, с условиями их быта и
культурой.

1/30
мин

5

«Одежда славян»

Расширять представления об одежде
славян; познакомить с назначением:
будничная, праздничная, свадебная,
траурная.

1/30
мин

6

«Отражение
народных традиций
в национальных
костюмах»

Продолжать формировать уважение к
традициям русского народа, к человеку труженику, результатам его труда,
поддерживать интерес к национальной
одежде; воспитывать любовь к родной
стране.

1/30
мин

7

Рисование
«Старинный
славянский
костюм»

Учить
изображать
характерные 1/30
особенности старинного славянского мин
костюма. Закреплять умение рисовать
человека, передавая строение, форму и
пропорции частей.

8

«Забавы вокруг
печки»

Продолжать знакомить детей с бытом 1/30
русского народа, с печкой – главной мин
частью избы; формировать образную
речь с использованием пословиц и
поговорок; воспитывать любовь к своей
Родине.
Декабрь

1

«Русские народные
промыслы»

Закрепить и обобщить знания детей о
русских народных промыслах
средствами эстетического воспитания;
формировать чувство восхищения
творениями народных мастеров.

2

«Тряпичные куклы» Познакомить с историей создания
тряпичных
кукол;
научить
самостоятельно
делать
куклу
–
пеленашку.

1/30
мин

3

Выставка «Кукла пеленашка»

1/30
мин

Познакомить
детей
с
народной
рукотворной игрушкой, куклой –
Пеленашкой; развивать у детей интерес к
народной игрушке в процессе ее

1/30
мин

4

«Дело мастера
боится»

5

Лепка «Посуда»

6

«Народные
праздники на Руси»

7

Конструирование –
оригами
«Новогодняя
игрушка»

изготовления и обыгрывания. Через
изготовление куклы приучать детей к
труду;
Продолжать знакомить детей с укладом
жизни славян; дать представление об
основных ремеслах наших предков:
гончарном деле, кузнечном промысле;
расширять представление об орудиях
труда (куделя, веретено, прялка);
воспитывать уважение и восхищение
мастерством наших предков.

1/30
мин

Продолжать
учить
изображать
декоративную
посуду,
передавая
особенности
формы
и
росписи;
творчески подходить к выполнению
работы и самостоятельно выбирать
способ лепки; украшать готовое изделие
углубленным рельефом при помощи
стеки, или налепами; закреплять навыки
аккуратной лепки.
Углублять представление детей о том,
что у каждого народа есть свои традиции,
праздники; познакомить с древними
русскими праздниками (Рождество,
Святки); объяснить, что в каждой стране
есть свои обычаи встречи Нового года;
воспитывать
у
детей
чувство
причастности к великому русскому
народу.

1/30
мин

Вызвать у детей желание самостоятельно
украсить
группу
к
новогоднему
празднику; продолжать учить детей
делать объемные игрушки из бумаги;
развивать конструктивное мышление,
творческое
воображение,
художественный
вкус,
творческую
инициативу; формировать уверенность,
самостоятельность.

1/30
мин

1/30
мин

8

«Великое
Рождество»
разучивание
рождественских
колядок

Познакомить
с
историей
этого
праздника, с обычаями и традициями.
Активизировать словарь: Богородица,
дары, волхвы, ясли, пост.

1/30
мин

Январь
Родная страна
1

«Широка страна
моя родная»

Дать детям начальные представления о
местонахождении России на карте мира,
глобусе; обогащать речь образными
выразительными средствами (Родина,
Русь, Отечество, Отчизна); воспитывать
любовь к родной стране.

1/30
мин

2

«Государственные
символы России»

Закрепить
знания
детей
о
государственных символах РФ: гимне,
флаге, гербе. Формировать уважительное
отношение
к
государственным
символам,
понимание
того,
что
государственные символы призваны
объединять людей, живущих в одной
стране.

1/30
мин

3

«Москва - столица
России»

Вызвать у детей интерес к столице нашей
Родины – Москве; познакомить с
достопримечательностями Москвы, ее
памятными местами, площадями и
улицами; воспитывать чувство гордости
нашей столицей.

1/30
мин

4

«Москва златоглавая»

Знакомить детей с историей зарождения
и развития Москвы, главных ее
достопримечательностей – Красной
площади, Кремле; вызвать желание
побольше узнать об этом городе, его
истории; воспитывать уважение к людям,
создавшим этот город.

1/30
мин

5

Конструирование
«Московский
кремль»

Закреплять представление детей о
Кремле, как старинной крепости.
Закреплять
умение
строить
по
предложенному элементарному чертежу
– схеме или воплощать свой собственный
замысел. Развивать конструктивные
навыки, развивать умение работать
коллективно, договариваться о подборе
деталей и выполнении этапов работы.
Знакомить
детей
с
отдельными
событиями в истории России времен
Петра I (создание русского флота,
основание г. Санкт -Петербурга);
воспитывать в детях интерес к своей
родине, чувство гордости за нее.

1/30
мин

6

«Петр Великий»

7

«От Москвы до
самых окраин»

Знакомить детей с особенностями
природных зон России; развивать умение
находить
закономерности
в
климатических условиях и образе жизни
людей; воспитывать уважение к людям
другой культуры.

1/30
мин

8

«Климатические
зоны России»

Формировать в представлении детей
образ огромной по территории Родины,
познакомить детей с климатическими
зонами России: тундрой, тайгой, средней
полосой,
степью;
воспитывать
патриотические чувства

1/30
мин

1/30
мин

Февраль
1

«Русский лес –
чудесный лес»

Уточнить и систематизировать знания
детей о растительном и животном мире
русского леса средней полосы России.
Побуждать детей восхищаться красотой
родной природы. Воспитывать бережное
отношение к родной природе.

1/30
мин

2

«Голубые реки
России»

Знакомить детей с названиями крупных
рек России: Волга, Лена, Обь, Енисей,
Ангара, озеро Байкал. Формировать

1/30
мин

понимание значения воды в жизни для
жизни всего живого. Побуждать детей
бережно относиться к природным
богатствам России.
3

«Какие народы
живут в России»

Познакомить детей с разными народами,
населяющими
РФ,
воспитывать
уважительное,
доброжелательное
отношение
к
многонациональной
культуре нашей Родины. Закрепить и
обобщить знания детей о народах,
населяющих Россию: русских, татарах,
чувашах, чукчах, мордве. Побуждать
детей уважительно относиться к
культуре разных народов, любоваться
образцами
народно-прикладного
творчества.

1/30
мин

4

«Знаменитые
россияне»

Познакомить детей со знаменитыми
соотечественниками – деятелями науки и
искусства, воспитывать уважение к
известным людям России

1/30
мин

5

«Знаменитые
спортсмены
России»

Знакомить детей со знаменитыми
российскими спортсменами в разных
видах сорта. Формировать уважительное
отношение
к
их
спортивным
достижениям. Подчеркнуть, что такие
люди – «настоящие граждане своей
страны» Объяснить детям, что значит
слово «патриот».

1/30
мин

6

Спортивный
праздник
«Олимпийские
игры»

Создать
атмосферу
радости
и
эмоционального
благополучия.
Прививать любовь к спорту и
физкультуре, интерес к предстоящим
Олимпийским играм в Сочи, к
спортивным соревнованиям. Закреплять
полученные на физкультурных занятиях
знания и умения. Воспитывать чувство

1/30
мин

товарищества, коллективизма, умение
контролировать свои поступки.
7

«Города России»

Знакомить детей с такими городами РФ, 1/30
как Москва, Санкт-Петербург, Новгород, мин
Новосибирск и т.д. Формировать
представление о том, что Россия –
огромная страна. Воспитывать чувство
гордости за свою родную страну.

8

Викторина «Мы патриоты»

Обобщить и систематизировать знания 1/30
детей
о
России,
формировать мин
уважительное
отношение
к
государственным символам, закрепить
названия крупных российских городов и
рек, народов, населяющих РФ, названия
народных промыслов, имена знаменитых
деятелей
культуры
и
искусства,
воспитывать
любовь
к
Родине,
гражданско-патриотические чувства.
Воинская Слава России
Март

1

«Освободители
земли русской»
(Александр
Невский, Дмитрий
Донской)»

На примере конкретных исторических 1/30
событий и личностей воспитывать мин
интерес к истории своей Родины;
объяснить, что народ с благодарностью
чтит память защитников России.

2

«Полководцы земли Знакомить детей с полководцами земли 1/30
русской»
русской
(Кутузовым,
Суворовым); мин
воспитывать в детях уважение к
русскому
воину,
храбрость,
дисциплинированность.

3

«Слушание кантаты Познакомить детей с понятием кантата; с 1/30
музыкой «Александр Невский» С. С. мин
С. Прокофьева А.
Прокофьева (фрагмент «Вставайте люди
Невский»
русские»). Развивать эмоционально образную сферу детей. Формировать
музыкально - практические умения и

4

Чтение А.С.
Пушкин «Песнь о
Вещем Олеге»

5 1. Рассматривание
репродукции
картин В. Сурикова
«Переход через
Альпы в 1799 г.»,
А. Блинкова
«Сражение у
острова Тендра 2829 августа 1790 г.»,
И. Прянишников «В
1812 году»
6 Изготовление игры
– самоделки
«Русский флот»

навыки
музыкальной
деятельности
(восприятие музыки, исполнение песен),
а также – творческие способности детей.
Познакомить детей с балладой А.С. 1/30
Учить детей характеризовать героев по мин
их речи, поступкам. Воспитывать
чувство патриотизма
На конкретных примерах рассказать 1/30
детям о борьбе русского народа против мин
захватчиков в разные периоды истории;
показать
силу
коллективизма,
воспитывать в детях храбрость, доброту,
дисциплинированность

Научить складывать кораблик с двумя
трубами, лодочку, парусник из бумаги.
Формирование
умения
складывать
бумагу
в
разных
направлениях,
пользоваться
схемой.
Развивать
глазомер, мелкую моторику. Развивать
фантазию, воображение, творческое
мышление.
Познакомить детей с отрывком поэмы М.
Ю. Лермонтова «Бородино». Развивать
слуховое
восприятие.
Воспитывать
гордость за свой народ, который
сохранил память о тех далеких событиях.

1/30
мин

7

Чтение М.Ю.
Лермонтова
«Бородино»

8

Спортивное
Пропаганда здорового образа жизни; 1/30
развлечение «Наука укрепление здоровья детей, вовлечение мин
побеждать»
их
в
систематические
занятия
физической культурой; формирование
чувства долга и любви к отечеству,
уважения к ветеранам и тем, кто служит,
воспитания
чувства
патриотизма;
способствовать
психологическому
сближению детей и родителей, развитию

1/30
мин

положительных
эмоций,
чувства
взаимопомощи; воспитание волевых
качеств;
развивать
выдержку,
выносливость, воображение, кругозор;
воспитывать соревновательные качества,
чувства взаимовыручки, поддержки.
Апрель
1

«Война с немецко –
фашистскими
захватчиками»

2

Просмотр фильма
«Июнь 1941»

3

4

5

6

Дать представление о причинах ВОВ; 1/30
объяснить, почему нашему народу мин
пришлось испытать такую лихую, лютую
годину, почему и от кого мы вынуждены
были
защищаться;
воспитывать
уважение к ветеранам.

Вызвать чувство гордости за то, что
солдаты защищают Родину, а значит и
желание быть похожими на них;
расширить знания детей об истории ВОВ
«Рассматривание
Продолжать
формировать
картин и плакатов о патриотических чувств детей на основе
ознакомления
с произведениями
войне»
живописи. Учить детей понимать
основную
мысль
произведения,
выделять
социальную
значимость
картин, устанавливать взаимосвязь
между
содержанием
картины и
средствами её выражения
Строительная игра Закреплять
знания
детей
о
«Военная техника» видах военной техники;
упражнять
детей
в
моделировании военной
техники на
плоскости по заданной схеме.
«Дети на войне»
Расширять знания дошкольников о
мужестве юных героев в годы ВОВ;
показать на примерах рассказов, очерков
о подвигах детей в военное время.

1/30
мин
1/30
мин

1/30
мин

1/30
мин

«Доблестные воины Формировать интерес к современным 1/30
России»
родам войск, уточнить представление о мин
них; дать знания о российской армии;

вызвать желание быть похожими на
сильных и смелых российских воинов.
7

Рассматривание
нарукавных знаков,
эмблем, знамен
родов войск

8

Рисование «Наша
Армия»

Закреплять знания детей о том, что в
Российской Армии много родов войск,
по форме, по флагу и по эмблеме на
форме воина можно узнать, в каких
войсках он служит; воспитывать любовь
и уважение к защитникам нашей Родины,
желание быть похожими на них, брать на
себя роли воинов в творческих играх.
Закреплять
умение
передавать
в
рисунках образы солдат, летчиков,
моряков; изображать их жизнь и службу.
Упражнять в рисовании и закрашивании
рисунков
цветными
карандашами.
Развивать воображение, творчество.

1/30
мин

1/30
мин

Май
1

«Города – герои и
их защитники»

Формировать представление о том, как 1/30
люди
разных
национальностей мин
защищали
Родину
от
немецкофашистских захватчиков; познакомить с
городами-героями; объяснить значение
памятников
боевой
славы,
увековечивших
трагические
и
героические события нашего прошлого;
сформировать
соответствующее
отношение к ним.

2

«Боевые ордена и
медали»

Знакомить детей с боевыми наградами, 1/30
которыми награждали воинов во время мин
ВОВ; воспитывать уважение к ратным
подвигам бойцов и командиров, гордость
за свой народ, любовь к Родине.

3

Экскурсия в
краеведческий
музей

Дать знания детям о том, что музей –
хранитель
подлинных
памятников,
материальной и духовной культуры
нашего города; познакомить детей с
жизнью наших предков; воспитывать

1/30
мин

чувство гордости за свой край, любовь к
нему,
стремление
хранить
и
приумножать его историю.
4

Лепка «Ордена и
медали наших
прадедов»

Закреплять умение лепить из пластилина,
используя для лепки шаблоны и стеки;
использовать в оформлении работ
ленты. Воспитывать творческий подход
к выполнению работы, аккуратность.

1/30
мин

5

«День Победы»

Рассказать детям, какой дорогой ценой
досталась советским людям победа над
фашизмом; восстанавливать утраченную
связь между поколениями; формировать
мнение о недопустимости повторения
войн; воспитывать уважение и чувство
благодарности ко всем, кто защищал
Родину.

1/30
мин

6

Просмотр фильма
«Май 1945»

Вызвать чувство гордости за то, что 1/30
солдаты защищают Родину, а значит и мин
желание быть похожими на них;
расширить знания детей об истории ВОВ

7

Возложение венков Расширять представления детей о Дне 1/30
к обелиску «Мы
победы, о памятниках, улицах родного мин
этой памяти верны» города,
связанных
с
военными
событиями, о замечательных людях,
прославивших свой край; воспитывать
уважение к памяти павших бойцов
(возложение цветов к памятникам и
обелискам
погибших
бойцов);
способствовать
обогащению
эмоциональной сфере ребёнка.

8

Выставка рисунков Обогащение
детско-родительских 1/30
«Война глазами
отношений
через
совместную мин
детей»
творческую деятельность; воспитание
чувства гордости за свою семью.

3. Организационный раздел.
Методическое обеспечение программы дополнительного
образования
Для реализации Программы необходимо:
- тренинги, соревнования, викторины, встречи с ветеранами войн, людьми
военных профессий.
- наборы плакатов с символами страны, региона, города;
- портреты участников Великой Отечественной войны, великих
полководцев;
- наборы открыток городов-героев;
- репродукции картин и фотоальбомы;
- Использование ИКТ и ресурсов Интернета.
Методическое:
- теоретическая и методическая литература,
- периодическая печать,
- материалы по передовому педагогическому опыту.
- Библиотечка книг с патриотическим содержанием.
Материалы для занятий по патриотическому воспитанию
1. Репродукции картин
2. Методическая литература
3. Наглядные и дидактические пособия
4. Иллюстрации различных видов войск, портреты героев.
Материально-технические условия реализации программы.
1. Электронные образовательные ресурсы: ноутбук проектор, презентации,
фильмы
2. Аудиозаписи
3. Карты, атлас, глобус
4. Музыкальный зал
5. Физкультурный зал
6. Форма (красные береты – 20шт., камуфляжные костюмы – 20шт.)
Кадровое обеспечение программы.

Реализацию программы обеспечивает педагог дополнительного
образования, обладающий не только профессиональными знаниями, но и
компетенциями в организации и ведении образовательной деятельности
военно-патриотического направления.

Список используемой литературы
Старшая группа
1. Алешина, Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом: конспекты
занятий / Н. В. Алешина. - Москва: Сфера, 2016 - 111 с.
2. Шпикалова Г. А. Возвращение к истокам: народное искусство и детское
творчество: учебно-методическое пособие - Москва: ВЛАДОС, 2015 – 212
с
3. Гамаль Е. В. Герб, флаг и гимн России: методические рекомендации по
изучению государственной символики / Е. В. Гамаль. – СПб:
Полиграфуслуги, 2016. – 64 с.
4. Кондрыкинская Л.А. Занятия по патриотическому воспитанию в детском
саду / под ред. Л. А. Кондрыкинской. - Москва: Сфера, 2015 - 160 с.
5. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет.
– М.: 2014 – 96 с.
6. Нечаева В.Г., Маркова Т.А. Нравственное воспитание в детском саду:
Пособие для воспитателя. – М.: Просвещение, 2016 – 272 с.
7. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании
дошкольника. – М.: Просвещение, 2017 – 163 с.
8. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. –
М.: Мозаика-Синтез, 2016 – 72с.
9. Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание. – М.: Просвещение, 2017 –
96 с.
10. Федулова Ю.В. Люблю мое отечество: - М.: ТЦ Сфера, 2019 – 112 с

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Подготовительная группа
Алешина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и
социальной действительностью». ЦГЛ, М., 2017 - 111 с.
Баранникова О. «Знакомим дошкольников с государственной
символикой». Ж-л «Дошкольное воспитание», 2017, №8 - 56 с.
Гальцева Е. А. «История Российского государства». В., «Учитель», 2007.
Дыбина О. В. «Что было до…». М., 2018 - 212 с.
Долгова А. В., Короленкова Т. Г. «Наша планета Земля». М.,
«Пилигримм», 2015 – 195 с
Жуковская Р. Н., Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. «Родной край». М., 2016
– 153 с.
Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. «О гражданском воспитании
дошкольников». Ж-л «Дошкольное воспитание», 2016, №5 - 56 с.

8. Козлова С. А. «Мой мир». М., 2018 – 272 с.
9. Князева О. А. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Ж-л «Начальная школа», 2019, №7 – 51 с.
10.Карнаухова И. В. «Русские богатыри». Л., «Детская литература», 2018 –
364 с.
11.Мулько И. Ф. «Развитие представлений о человеке в истории и культуре».
М., 2017 – 176 с.
12.«Наша Родина» (сост. Виноградова Н. Ф., Козлова С. А.), М., 2015 – 231 с.
13.«Нравственное воспитание в д/с» (под ред В. Г. Нечаевой), изд-е 3,
исправленное и дополненное, М., 2016 – 197 с.
14.Никольский Б. Н. «Солдатская школа», Л., «Детская литература», 2016 –
305 с.
15.Пименова И. П. «История человечества. Век славных побед», М., ЭКСМО
– Пресс, 2017 - 163 с..
16.Рудаков Л. «По следам легенды», В., «Коммуна», 2018 – 236 с.
17.Сакавичене О. В. «Патриотическое воспитание дошкольников». Ж-л
«Ребенок в детском саду», 2016, №2,3. 60 с.
18.«100 вопросов. 100 ответов – все об армии», М., «Молодая гвардия», 2018
– 93 с.
19.Ушаков О. Д. «Стихи, пословицы и поговорки о Родине», С-Пб, ИД
«Литера», 2017 – 94 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».