01.06.2022
Поощрение и наказание как средство педагогической коррекции
Поощрение и наказание – метод педагогического стимулирования, который, побуждая общественно полезную деятельность воспитанников, вместе с тем тормозит их не желательные действия и поступки. Содержание поощрений и наказаний состоит во внесении изменений в отдельные права и обязанности учащихся, как членов коллектива, а также в моральной оценке их деятельности. Этот метод способствует воспитанию у детей общественно и нравственно ценной инициативы, развитию привычки сознательного самоконтроля своего поведения, повышению ответственности за свои слова и поступки.
Понятия поощрения и наказания воспринимаются обычно как антиподы.
Между тем смысловая, семантическая гамма этих понятий чрезвычайно широка. Так, например, «поощрение» означает «одобрение, содействие, ускорение, придали храбрости, стимулирование» и т.п. Наказание, в свою очередь, означает «наставление, выговор, обременение, кару, требование, штраф, стимулирование» и прочее. В этимологии этих понятий есть и общее значение стимулирования, что помогает видеть их единство в воспитательном процессе.
В теории и практике воспитания широко распространена точка зрения, согласно которой всякое одобрение, похвала, выражение доверия и тому подобное педагогическое воздействие, рассчитанное на стимулирование положительных эмоций воспитанника, принято называть поощрением. С другой стороны, к наказаниям часто относится любое осуждение, угрозу, порицание. Их назначение – коррекция поведения детей в определенных сложных ситуациях. Применение мер поощрения и наказания требует особой осторожности, методической зрелости педагога.
Несправедливые поощрения и наказания, как никакой другой метод стимулирования, способны нанести моральные травмы детям.
Поэтому в каждом конкретном случае, решая вопрос о целесообразности применения поощрения и наказания, педагогу исключительно важно правильно оценить характер отношений, сложившихся в данной ситуации в коллективе в целом, между отдельными детьми.
Поощрения и наказания должны строиться на точном и всестороннем учете индивидуальных и возрастных особенностей детей, тщательном анализе причин и мотивов их поступков и конкретных ситуаций, в которых эти поступки совершаются. Необходимость использования поощрений и наказаний в каждом конкретном случае вытекает из реально проявляющейся в данной педагогической ситуации потребности в коррекции поведения детей.
Используя различные формы косвенного требования, педагог уже осуществляет коррекцию поведения детей, то есть поддерживает и стимулирует положительные проявления и предупреждает и тормозит отрицательные. «Ты сегодня хорошо работаешь», «Так нельзя, надо внимательнее» - подобные одобрения и осуждения направляют работу учащихся, но они еще не являются поощрениями и наказаниями. Даже требование в форме предостережения: «Петров, если ты сейчас не приступишь к работе, останешься после уроков»,- не является наказанием, так как дает возможность приступить к работе и избежать наказания. Но если такая форма косвенного требования не подействует, педагог прибегает к наказанию: «Ты плохо работаешь. Останешься после уроков». Здесь уже идет предостережение о мере наказания.
Ситуация применения мер поощрения и наказания характеризуется следующими признаками:
1. Когда возникает потребность выделения одного или группы воспитанников из общей массы с целью внесения временного изменения в их права и обязанности как членов коллектива или моральной оценки их действий;
2. Когда оказываются недостаточными или недействительными другие формы требования и перспективы.
За что поощрять и за что наказывать?
Этот вопрос, прежде всего, встает перед педагогом в ситуации применения поощрения или наказания.
На первых порах поощрения заслуживают воспитанники, совершившие отдельные положительные поступки, добросовестно выполняющие свои обязанности. В развитом коллективе дети поощряются за проявление инициативной заботы о коллективных делах, общем успехе, своих товарищах.
Наказанию в коллективе, делающие свои первые шаги, подвергаются воспитанники, умышленно совершающие отрицательные поступки. Впоследствии наказываются дети, пренебрегающие интересами коллектива, своим поведением открыто противопоставляющие себя товарищам, попирающие коллективные нормы поведения и традиции.
Еще один важный вопрос: кого следует поощрять и кого – наказывать?
В начальный период работы, когда еще нет здорового общественного мнения детей, целесообразно поощрять в основном группы, первичные группы детей, успешно выполнившие какие-либо общественно полезные дела. Поощрения отдельных воспитанников в этих условиях могут приносить нежелательные результаты, вызывать недоброжелательное отношение к ним со стороны отдельных ребят. Когда же здоровое общественное мнение сложилось, применяя различные меры поощрения, надо соблюдать разумную меру: поощрять и отдельных детей, но вместе с тем обязательно и лучшие первичные коллективы (группы, классы, и т.д.). этим подчеркивается тот факт, что любое достижение отдельных детей, прежде всего, ценится как вклад в общее дело.
Иной подход к вопросу о том, кого наказывать. Пока коллектив организационно не окреп, не начали в полную силу работать органы самоуправления, называется, как правило, конкретный виновник того или иного нарушения. Впоследствии за те или иные нарушения дисциплины и порядка, допущенные отдельными детьми при попустительстве ответственных уполномоченных ученического коллектива, порицание может быть вынесено самим детьми-организаторам. Правом поощрять и наказывать обладают те педагоги и органы коллектива, которые организуют и контролируют соответствующую деятельность детей. Вместе с тем в первое время, когда коллектив еще не сплочен, право поощрения и наказания сосредоточено в руках только отдельных педагогов: директора, его зама, воспитателя или учителя, закрепленного за этими детьми. Вообще же всякая мера поощрения или наказания действенна, когда она поддерживается общественным действием коллектива.
Анализ основных видов и форм педагогического требования показывает, что и положительная группа форм косвенного требования (просьба, доверие, одобрение), и отрицательная (угроза, выражение недоверия, осуждение) используются воспитателями и детским коллективом буквально на каждом шагу, в таких ситуациях, когда не возникает ни какой необходимости как-то выделить того или иного ребенка из общей массы. Использование поощрений и наказаний, как средств педагогической коррекции, должно отвечать наличие определенной ситуации, оно характеризуется известным решением педагога, воспитателя или коллектива, связанным с выделением одного из воспитанников (или группы) из общей массы. Однако, как правило, без резкого противопоставления их изменением их прав и обязанностей в коллективе, взаимоотношений педагога и коллектива с ними. Совокупность этих признаков и обеспечивает корректирующее действие. Ситуации поощрения и наказания представляют собой особые, типичные случаи сложных психолого-педагогических ситуаций, характеризующиеся необходимостью регулировки отношений, внесения в них определенных точно дозированных изменений, иными словами – их педагогической коррекции. Возникновение и педагогически целесообразное использование таких ситуаций обусловлено необходимостью формирования новых, более значимых в нравственно-воспитательном смысле этого слова потребностей личности и коллектива.
Ситуацию поощрения мы условно назовем соревновательно-творческой. Поощрение, как правило, связано с тем или
иным, официальным или неофициальным проявлением соревнования в детском коллективе. Творческое отношение ребенка к решению стоящих перед коллективом задач, инициатива и трудовые усилия, проявляемые им в борьбе за успех общего дела, с одной стороны, и необходимостью поддержать этот порыв, помочь формирующемуся человеку утвердиться в своей внутренней позиции, с другой, - вот что составляет основу подобной психолого-педагогической ситуации.
На первых порах работы с коллективом педагог, естественно поощряет отдельные действия своих воспитанников (сбор игрушек, навести порядок в группе). Однако по мере формирования здорового общественного мнения коллектива предметом поощрения все более становится устойчивое проявление тех или иных моральных качеств: ответственности, организованности, принципиальности, взаимопомощи. Поощрение в связи с выполнением тех или иных повседневных общеобязательных дел коллективного характера в возрастающей степени связывается с проявлением инициативы, самостоятельности, готовности и умения принести своему коллективу как можно больше пользы. От поощрений за отдельные положительные поступки и добросовестное выполнение своих обязанностей к поощрениям за устойчивое положительное поведение, проявление инициативной заботы о коллективе, товарищах, общем успехе – такова основная цель развития в вопросе – за что поощрять.
Ситуация наказания – это конфликтная ситуация.
Неправильно сводить причины всех возникающих в воспитательном процессе конфликтов к ошибкам воспитателей-педагогов, родителей.
Противоречия между требованиями педагогов, коллектива и поведением отдельных детей, между коллективными и личными (иногда групповыми) перспективами нередко могут становиться источником конфликтов. Напротив, ситуацию, в которой источником конфликта является педагогическая ошибка, отсутствие у воспитателя должного опыта работы и такта в отношениях с детьми, мы склонны считать псевдоконфликтной, не отражающей позитивной логики использования наказаний. В практике известны случаи, когда педагог ищет, за что бы поощрить ребенка, значительная часть отношений которого приобрела отрицательную эмоциональную направленность. В эти случаях даже незначительный частный повод, чтобы высказать одобрение, поощрить ребенка, может иметь важное воспитательное значение. С другой стороны, опытнее педагоги стараются не ждать, когда груз отрицательных эмоций, опыта и поведения в целом станет преобладать настолько явно, чтобы можно было обрушить на воспитанника серию мер репрессивного характера. Смысл наказания как средства коррекции – в его относительно раннем использовании и осторожной дозировке. Поэтому использование наказания в условиях нормального протекания воспитательного процесса вполне возможно и в ситуациях, когда отношения воспитанника в целом направлены положительно. Соображения о принципиальной возможности и целесообразности использования поощрения в ситуации, когда доминируют отрицательно направленные отношения, и, напротив, наказания в ситуации доминирования положительно направленных отношений, важны для понимания диалектической взаимосвязи этих средств взаимодействия как двух сторон единого метода педагогической коррекции. В значительной части реальных, жизненных ситуаций использование поощрение и наказания в системе методов организации воспитательного процесса совмещается, и такое одновременное разнонаправленное стимулирование обеспечивает надежность и быстроту осуществления коррекции, минимальную конфликтность отношений и их оптимальное развитие в сторону формируемых потребностей личности во всех других ее качествах. Ситуативные, индивидуально-личностные и возрастные моменты в использовании поощрений и наказании проявляются в определенном единстве. Однако для педагога принципиально важно уметь отделить ситуативное от личностного и возрастного. В силу этого недостаточный учет этих моментов и ведет к ошибкам. Способность ситуативных настроений и состояний переходить в эмоциональные личностные состояния, трансформироваться определенным образом в сознании, влиять на формирование всех качеств личности имеет принципиально важное значение для анализа эмоциональной сферы использования поощрений и наказаний. Важным условием развития самостимуляции в использовании поощрений и наказаний является соблюдение меры.
Трудно даже сказать, что более вредно в воспитании: захваливание, злоупотребление поощрением или, напротив, наказание по всякому поводу.
В отличии от таких форм косвенного требования, как одобрение и осуждение, являющихся повседневными, рядовыми мерами на воспитанников, поощрение и наказание как средства коррекции должны использоваться значительно реже. Можно сказать, что эффект применения поощрений и наказаний обратно пропорционален частоте их использования. Только в тех ситуациях, когда необходимость поощрения или наказания жестко и недвусмысленно диктуется конкретной ситуацией, надо к ним прибегать.