01.06.2022
АДАПТАЦИЯ (позднелат. аdaptatio– приспособление) – процесс приспособления организма к новым условиям существования.
Современная наука утверждает, что организм и окружающая его среда составляют единство. В понятие среды включается вся совокупность условий, в которых совершается развитие организма. Но влияние различных условий на развитие организма в разное время его жизни неодинаково. Это особенно отчетливо обнаруживается при изучении развития ребенка, которое совершается в природной и социальной среде.
Природная среда является фактором развития ребенка, действуя, однако, только через среду социальную, через общественную, трудовую деятельность людей.
Наибольшее значение для ребенка имеет, конечно, среда социальная.
Поступление в дошкольное учреждение всегда сопровождается для ребенка определенными трудностями в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в новую обстановку.
Условия в этих учреждениях специфичны. В них особая микросоциальная среда, которая не может быть ни противопоставлена, ни идентифицирована с условиями семьи. Условия этой среды требуют соответствующих форм поведения. Этот процесс в данном случае означает привыкание ребенка к жизни в дошкольном учреждении. На этот период привыкания приходится основная заболеваемость детей, то есть существует определенная взаимосвязь между течением так называемого периода адаптации и состоянием здоровья. Следовательно, вопрос адаптации детей к условиям детского дошкольного учреждения требует более глубокого рассмотрения.
Процесс адаптации ребенка в детском саду начинается с момента рождения. У новорожденного переход из условий внутриутробного к внеутробному существованию требует перестройки в деятельности основных систем организма: кровообращения, дыхания, пищеварения и другие. Эти системы должны к моменту рождения иметь возможность осуществить функциональную перестройку, т.е. должен быть соответствующий врожденный уровень готовности этих адаптационных механизмов. Действительно, здоровый новорожденный имеет этот уровень готовности и достаточно быстро приспосабливается к существованию в новых условиях. Так же как и другие функциональные системы, система адаптационных механизмов продолжает свое созревание и совершенствование в течение целого ряда лет.
Уже после рождения у ребенка, по мере того как он знакомится с окружающей его средой, формируется и возможность адаптации к различным социальным условиям. Этот процесс и обуславливает стереотипы поведения, привычные для условий семейной среды.
Когда ребенок впервые вступает в детское учреждение, для него меняются все основные параметры среды.
Характер и особенности течения первых двух периодов позволили классифицировать адаптации детей по степени тяжести – легкую, средней тяжести и тяжелую. Основными параметрами при этом являлись сроки нормализации поведения и частота и длительность заболевания.
ЛЕГКАЯ АДАПТАЦИЯ
Нарушение в поведении в течение 20 – 30 дней. Отмечается незначительное снижение аппетита. В течение 10 дней объем съедаемой ребенком пищи увеличивается до возрастной нормы. Частичный отказ от еды в первые дни ДУ компенсируется повышением аппетита в тот отрезок дня, когда ребенок находится дома. Восстановление сна происходит в течение 7 – 10 дней. Дома сон ребенка не нарушен. Эмоциональное состояние, ориентировочная и речевая активность, взаимоотношения с детьми нормализуются в течение 15 – 20 дней, иногда скорее.
Взаимоотношения со взрослыми почти не нарушены, двигательная активность не снижается. Функциональные сдвиги выражены минимально, они нормализуются в течение первого месяца пребывания в дошкольном учреждении. Заболеваний в период адаптации не возникает. Легкая адаптация отмечается в основном у дошкольников старше полутора лет с благополучным анамнезом и хорошим состоянием здоровья. У детей третьего года жизни при поступлении уже, как правило, имеется сформировавшаяся потребность в общении со сверстниками, что облегчает привыкание к коллективу.
АДАПТАЦИЯ СРЕДНЕЙ ТЯЖЕСТИ
Все нарушения в поведении более ярко выражены и более длительны. Нарушение сна и аппетита нормализуется не раньше 20 – 30 дня. Период угнетения ориентировочной активности длится в среднем 20 дней, в это же время появляются первые проявления контактов с другими детьми, речевая активность не восстанавливается в течение 20 – 40 дней, эмоциональное состояние неустойчиво в течение первого месяца, отмечается значительная задержка двигательной активности, ее восстановление происходит после 30 – 35 дней пребывания в учреждении. Взаимоотношения со взрослыми не нарушены. Все функциональные сдвиги выражены отчетливо, особенно в дни, предшествующие острому заболеванию, которое, как правило, возникает при адаптации средней тяжести в виде респираторной инфекции, текущей без осложнений.
Такое течение адаптации регистрируется у детей, поступающих в дошкольное учреждение у детей любого возраста, имеющих отклонения в состоянии здоровья или неправильные воспитательные воздействия в семье (неблагоприятный социальный анамнез).
ТЯЖЕЛАЯ АДАПТАЦИЯ
Тяжелая адаптация характеризуется, во-первых, значительной длительностью от 2 до 6 месяцев и больше и тяжестью всех проявлений. Хотя число таких детей относительно велико 8,9 %, все они требуют особого внимания.
Исследования показали, что этот вид адаптации может протекать в двух вариантах, каждый из которых имеет свои признаки.
При первом варианте адаптации ребенок заболевает в первые 10 дней после поступления и затем продолжает повторно болеть от 4 до 12 и более раз в течение первого года пребывания в дошкольном учреждении. Некоторые дети практически не бывают здоровыми в течение длительного времени, т.к. они либо находятся в острой фазе заболевания, либо в состоянии реконвалистенции. Это не может не отразиться на состоянии реактивности организма ребенка, общем соматическом статусе, показателях физического и нервно-психического развития. На втором году пребывания в дошкольном учреждении частота заболеваний снижается, дети начинают стабильно посещать дошкольное учреждение и адекватно реагировать на обстановку.
Второй вариант тяжелой адаптации детей характеризуется длительностью и тяжестью проявлений неадекватного поведения, граничащего с невротическими состояниями. Наблюдается длительное снижение аппетита, его восстановление начинается не раньше, чем на 3-й неделе пребывания ребенка в учреждении. В отдельных случаях может возникать стойкая анорексия или невротическая рвота при кормлении. Сон также длительно нарушен (чуткий, укороченный). Засыпание медленное (в течение 30-40 мин.), сопровождается, как и пробуждение плачем. Снижена ориентировочная активность, как правило, активно избегает контактов с детьми, стремиться к уединению или проявляет агрессивное отношение к детям.
Отношение к взрослым избирательное. Эмоциональное состояние длительно нарушено. Это выражается либо в плаче в течение всего отрезка бодрствования, либо плач и хныканье сменяются состоянием пассивности, безразличия. Часто ребенок не расстается с игрушкой, принесенной из дома, каким-нибудь домашним предметом (платок, шарф и т.д.), плачет, если этот предмет забирают. Пассивность и повышенная раздражительность волнообразно сменяют друг друга. Резко снижается двигательная и речевая активность не только во время пребывания в учреждении, но и дома. Ребенок становится капризным, требует повышенного внимания со стороны взрослого, вскрикивает во сне, пугается чужих людей, приходящих в гости.
Положительная динамика показателей поведения нарастает медленно. Улучшения не устойчивы, возможны рецидивы плаксивого и пассивного состояния. Темп нервно-психического развития замедляется. Ребенок начинает отставать в развитии речи и игровой деятельности на I-II квартала (в сравнении с возрастной нормой).
Такая форма тяжелой адаптации детей по поведению наблюдается чаще всего у детей после 1,5 лет жизни. В анамнезе детей регистрируются неблагоприятные биологические, так и социальные факторы с доминирующим значением воздействий на функциональную активность коры головного мозга. Это, в первую очередь, отягощенные беременность и роды у матерей, приводящие к разной степени гипоксии плода и новорожденного.
Именно в дошкольном детстве взрослый пользуется огромным авторитетом у ребенка, оказывает решающее влияние на его психическое развитие.
В раннем детстве преобладает совместная со взрослым деятельность, которая у дошкольника становится совместно-раздельной. Среди значимых взрослых мать выступает для дошкольников самым близким человеком. Именно с ней он чаще всего общается и делится впечатлениями. Именно ее он лучше всех слушается. И свои капризы, которые являются своеобразным средством установления контактов со взрослыми, дети чаще всего адресуют матерям и бабушкам. Другим взрослым, который проводит с малышом большую часть его жизни, является воспитатель детского сада. Он вместе с ним выполняет бытовые процедуры, гуляет, трудится, играет.
В практике нередки случаи, когда ребенок в первые дни приходит в группу спокойно, самостоятельно выбирает игрушки и начинает с ними играть. Но, получив, например, за это замечание от воспитателя, он резко и в отрицательную сторону меняет свое поведение.
Следовательно, когда содержание общения воспитателя с ребенком удовлетворяет потребностям в нем, это общение формируется успешно, ребенок безболезненно привыкает к условиям жизни в детском саду.
Трудности адаптации возникают в тех случаях, которые ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям, имеющемуся у него опыту.
Дети, поступающие в детское учреждение, ведут себя неодинаково. Особенности их поведения в значительной мере определяются теми потребностями, которые сложились к моменту прихода в группу.
Можно выделить (условно) три группы детей по присущим им различиям в поведении и потребности в общении:
- Первая группа – это дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми, в ожидании только от них внимания, ласки, доброты, сведений об окружающем.
- Вторая – это дети, у которых уже сформировалась потребность в общении не только с близкими, но и с другими взрослыми, в совместных с ними действиях и получении от них сведений об окружающем.
- Третья группа – дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях и в общении со взрослыми.
В процессе привыкания ребенка к условиям детского сада происходит расширение содержания и навыков общения.
Изменение содержания потребности в общении в период привыкания, протекает в рамках трех этапов:
I этап – потребность в общении с близкими взрослыми как потребность в получении от них ласки, внимания и сведений об окружающем;
II этап – потребность в общении со взрослыми как потребность в сотрудничестве и получении новых сведений об окружающем;
III этап – потребность в общении со взрослыми на познавательные темы и в активных самостоятельных действиях.
Дети первой группы практически должны пройти все три этапа. Их потребность на первом этапе привыкания к ласке, вниманию, просьбу взять на руки и т.д. трудно удовлетворить в условиях группы. Поэтому адаптация таких детей происходит длительно, с осложнениями (от 30 дней до 2-3 месяцев – тяжелая адаптация). Задача воспитателя – создать максимум условий для того, чтобы подвести ребенка ко II этапу привыкания.
Дети второй группы проходят два этапа в процессе привыкания (20 - 40 дней – адаптация средней тяжести).
А для детей третьей группы, с первых дней испытывающих потребность в активных самостоятельных действиях и общении со взрослым на познавательные темы, - конечный этап является первым, и поэтому они привыкают быстрее других (от 7 до 20 дней – легкая адаптация).
Если не будет соответствующим образом организовано общение и игровая деятельность вновь поступившего ребенка, привыкание его не только задержится, но и осложнится. От того, насколько правильно воспитатель определит потребность, обуславливающую поведение ребенка, создаст необходимые условия, способствующие удовлетворению потребности, будет зависеть характер и продолжительность адаптации ребенка.
Если воспитатель не принимает во внимание, какие потребности определяют поведение ребенка, педагогические воздействия его будут бессистемными, случайными по характеру.
Необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания детей к детскому учреждению является продуманная система педагогических воздействий, в которой главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.
К сожалению, персонал детских учреждений не придает, как правило, значения организации общения, поэтому часто оно протекает стихийно. Воспитатели учат ребенка играть, учиться, трудиться и очень редко учат его общаться.
Расширение содержания общения тесно связано с развитием предметно-игровой деятельности у детей. В процессе сотрудничества со взрослым ребенок овладевает сначала отдельными действиями с предметами, а в дальнейшем, при многократном упражнении в них под руководством взрослого, формируется самостоятельная предметная деятельность. Овладение предметной деятельностью способствует развитию внеситуативно-речевой формы общения, освоению специального опыта окружающей среды.
Предметно-игровая деятельность детей дошкольников развивается примерно по следующим этапам: манипуляция с предметами; отдельные предметные действия и наблюдение за действиями других; предметная деятельность, включение в сюжетно-ролевые игры.
Воспитатель должен учитывать уровень сформированности предметно-игровых действий детей, как и их готовность к общению в действии со взрослыми и детьми в группе.
Определить, каков уровень навыков общения у вновь поступившего ребенка, воспитатель может в процессе наблюдения за ним в первые дни и часы пребывания его в группе. Ситуация введения ребенка в группу позволяет обнаружить, способен ли он вступить в контакт с воспитателем и сверстниками, в какой форме это общение осуществляется, какой уровень деятельности при это проявляется.
Воспитатель должен обратить особое внимание на следующее:
- эмоциональное состояние ребенка (слезы, улыбка, неуравновешенное состояние, т.е. спокойствие, сменяется слезами, и наоборот);
- характер деятельности (отсутствие действий наблюдения, подражательные действия, самостоятельные предметные или игровые действия);
- отношение к окружающим взрослым и сверстникам (негативное, положительное или вообще отсутствует);
- высказывание о желаемом.
Показателями хорошего и быстрого привыкания ребенка можно считать:
- спокойное, уравновешенное эмоциональное состояние,
- активные действия при ознакомлении с окружающим;
- умение войти в контакт со взрослыми и сверстниками;
- высказывания, не связанные с воспоминаниями о близких.
Плач при уходе близких, отказ от деятельности, отрицательное (негативное) отношение к воспитателям и детям, высказывание «хочу домой», «где моя мама?», радость при возвращении близких – показатели того, что привыкание ребенка будет длительным, болезненным.