Эгоцентричное воспитание, или всё для ребенка

Может ли родительской любви быть слишком много? Наверное, нет, но вот ее чрезмерные проявления с одновременным игнорированием интересов окружающих - суть эгоцентрического типа воспитания. Ребенок воспринимается родителями как сверхценность, смысл жизни, кумир, которому подчинен весь уклад жизни семьи.

Каждому знаком почти карикатурный образ избалованного ребенка: эдакий розовощекий крепыш, которого мама кормит с ложки, а вокруг многочисленные родственники развлекают его шутками-прибаутками в надежде, что он съест еще одну ложечку. В жизни это может проявляться по-другому, но неизменным остается безграничное обожание, вседозволенность и потакание любым прихотям любимого чада. В семье для ребенка нет понятия режима, дисциплины, слово "нельзя" произносится крайне редко, да и то так неуверенно, что ребенку ничего не стоит превратить его в "можно". Иногда родители предпринимают попытки ввести какие-либо ограничения или даже наказать ребенка, но очень скоро чувство вины заставит их пожалеть о содеянном: "Ну он же еще маленький и не понимает, что нехорошо брать без разрешения и портить чужие вещи, доставлять неудобство окружающим своим криком, беготней, капризами. Ему невдомек, что его слова и поступки могут кого-то обидеть, разозлить, вызвать раздражение". И происходит все это потому, что все прочие чувства родителей заслоняет любовь к ребенку.

Зато окружающие - и дети и взрослые, столкнувшись с таким царьком, почему-то отказываются играть роль подданных, и то, что дома вызывает восторг и восхищение, воспринимается в лучшем случае равнодушно. Любые попытки кого-то со стороны: родственников, знакомых, воспитателей - дать понять, что такое воспитание ошибочно, встречаются с недоумением: "Ведь мы же любим своего ребенка и хотим, чтобы у него было счастливое детство!" Они искренни в своих желаниях, им действительно хорошо; роль жертвующих всем ради ребенка родителей они взяли на себя добровольно и рады ее исполнять, какое бы безумство ни придумало их дитя.

Упрямство: каприз или точка зрения? Упрямство имеет место в нескольких случаях:
1) как средство добиться желаемого. Проходит, если родители безмятежно, то есть стойко и спокойно, отказывают ребенку. Непременным условием является справедливость отказа, то есть отказывать можно в том, что опасно, невозможно, несвоевременно для ребенка;
2) как реакция на перегрузки - физические, интеллектуальные или эмоциональные. В этом случае ребенку необходимо обеспечить полноценный отдых;
3) как возрастная характеристика - проявление кризисного этапа в развитии ребенка. Такое упрямство необходимо терпеливо и доброжелательно переждать;
4) как точка зрения. Какой бы нелепой, нереалистичной она ни была, уважайте ее. Тогда ребенок научится уважать и вашу точку зрения.

Пятилетняя девочка, мечтавшая отпраздновать Новый год, ждать положенного срока не захотела, как ее ни уговаривали, и пришлось дедушке отправляться за елкой в ноябре, а папа с мамой тем временем доставали украшения, вешали гирлянды.

Любимой игрой другого выдумщика было "спрятать" всех родных в многочисленные стенные шкафы, а потом искать. Семья развлекалась этой игрой каждый вечер, а мальчику было невдомек, что бабушка только что усталая пришла с работы, а у мамы болит голова.

В такой семье у ребенка обязательно выявят какой-нибудь "талант" и будут развивать его всеми силами. На это уйдет много времени, денег, и, может быть, родители будут отказывать себе в самом элементарном, с легкостью покупая для ребенка все, что считают необходимым для его развития. Мама одной девочки призналась, что уже несколько лет не делала себе прическу в парикмахерской, но свою дочь она водит стричься в хороший, дорогой салон. "Пусть девочка с малых лет привыкает к хорошему, ведь она будущая женщина. К тому же она такая красивая", - объясняла мама свое поведение. Трудно сказать, какой женщиной станет эта девочка, если все детство рядом с ней находится замученная, махнувшая на себя рукой мать.Хочу такой сайт

С появлением ребенка родители (в особенности мамы) решают, что теперь их жизнь всецело принадлежит малышу и надо забыть о своих увлечениях, привычках, знакомых. Некоторые считают невозможным продолжить учебу, бросают работу. Может быть, на какой-то ограниченный отрезок времени такие решения являются оправданными, ведь ребенок еще слишком мал, но вся беда в том, что возврата к прежней жизни не предвидится, женщину полностью поглощает роль матери.

Эгоцентрический тип воспитания трудно представить в многодетной семье. В основном это семьи, в которых растет один ребенок, окруженный большим количеством взрослых. Часто подобное отношение к ребенку привносится бабушкой, когда появление внука или внучки придает ее жизни новый смысл.

Ксюша - не по годам развитая и упитанная девочка. Первый раз в детский сад ее привели всей семьей - папа, мама и бабушка. Дедушку оставили у выхода сторожить санки. Девочка наскоро скинула в раздевалке одежду и уверенно пошла обследовать группу. Сразу же стало ясно, что просить и договариваться Ксюша не умеет. Она только требовала, в случае отказа становилась раздражительной и агрессивной. Воспитатели как могли смягчали ситуацию, призывали детей уступить новенькой, быть гостеприимными и добрыми. Но вскоре их терпение иссякло. Через три дня Ксюшу наказали за то, что она отобрала игрушку у девочки и толкнула ее. В ответ последовала истерика, которая продолжалась до прихода бабушки. Разгневанная бабушка схватила рыдающую внучку и побежала к заведующей "выяснять отношения".

На следующий день Ксюшу в садик не привели, но на прием к дошкольному психологу пришла ее мама. Она, в отличие от бабушки, пришла не со скандалом, а со своей бедой. Ксюша появилась на свет, когда ее родителям едва исполнилось 18 лет. Заботу о молодой семье и новорожденной внучке полностью взяли на себя бабушки. Маму убедили бросить институт, внушили, что теперь ее жизнь должна принадлежать только ребенку. Она старалась как могла стать хорошей мамой и заслужить одобрение собственной матери. Ребенок ни в чем не знал отказа. Ксюша портила и ломала дорогие вещи, а кормление ребенка превращалось в театр, где каждый взрослый играл свою роль.

Молодые родители пробовали проявить твердость и ввести хоть какие-нибудь ограничения. На этой почве участились ссоры со старшим поколением. И наконец родители приняли решение отдать Ксюшу в детский сад и предпринять все необходимое, чтобы жить отдельно своей семьей.

 

В жизни людей, обожаемых в детстве, нередко случаются сильнейшие стрессы и трагедии. Та ситуация, с которой другие справляются быстрее, может у этого человека вызвать депрессию или нервный срыв. Детские иллюзии по поводу того, что все тебя любят, оборачиваются недоумением и разочарованием. Неприспособленность к жизни может выражаться в абсолютном неумении заботиться о себе, не говоря уж об окружающих. Когда у таких людей появляются дети, они могут повторить в воспитании детей родительский сценарий или, напротив, будут равнодушными, безучастными, капризными, если воспримут малыша как соперника. Единственная возможность научиться гармонично жить с окружающими - это усвоить элементарные уроки типа "умей делиться", "думай о ближнем", "радуйся оттого, что доставил другому радость". Лучше, конечно, если они будут освоены в детстве, чтобы безраздельная родительская любовь позже не обернулась болью.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».