01.06.2022
Игра – наиболее естественная форма взаимодействия взрослых и детей, и именно в игре личность развивается свободно, стремительно и гармонично.
Но далеко не все взрослые умеют играть с детьми всерьез, увлеченно, самозабвенно, кА это делают дети. Многие просто не знают, как подступиться к ребенку, о чем с ним говорить, как заинтересовать его. Можно ли этому научиться?
Специально подобранные игры, позволяющие развить внимательность, наблюдательность, мышление, память, связную речь, моторику, креативность, закрепить и расширить знания ребенка о окружающем мире, станут вашим маяком в бескрайнем море детских возможностей.
На основе простейших игр, не требующих специальных знаний и длительной подготовки, взрослый сможет совершенствовать навыки сотрудничества и руководства детской деятельностью.
Вы можете научить ребенка выполнять различные действия по инструкции, выявлять причинно-следственные связи, делать выводы.
Организуя игровые занятия с ребенком, помните – это не вынужденная необходимость, в прекрасные минуты, проведенные вместе.
Разговор за столом.
В эту игру можно играть, пока вы ожидаете заказ в ресторане или кафе, или просто дома, на кухне.
Задача:
- развивать аналитическое мышление;
- способность классифицировать;
- речь;
- словарный запас;
- навыки общения.
Оборудование: предметы, которые обычно находятся на обеденном столе: столовые приборы, баночки с перцем и солью, салфетки, пакетики с сахаром или кетчупом, меню и др.
Порядок действий
1. Пока вы ожидаете заказ, загадайте один из предметов, находящихся на вашем столе.
2. Опишите ребенку его цвет, размер, форму, расскажите, для чего его используют.
3. Пусть малыш попытается угадать, о чем вы думаете.
4. Обязательно похвалите, если он угадал.
5. Если же у него возникли затруднения, дайте подсказку.
6. Поменяйтесь ролями. Теперь ребенок пусть загадывает предметы, описывает их, а вы попытайтесь угадать.
7. Продолжайте так до тех пор, пока ребенок не отгадает все предметы на столе.
Возможные варианты: расширьте круг предметов, которые можно загадывать.
Игра с фольгой.
Задачи:
- развивать умение классифицировать;
- образное мышление;
- общую моторику;
- воображение;
- социальные навыки.
Оборудование: несколько небольших игрушек вашего ребенка: фигурка героя, мягкая игрушка, мяч, кубик, кукла, а также алюминиевая фольга, бумажный пакет, стол или пол.
Порядок действий
1. Соберите небольшое количество маленьких игрушек.
2. Оберните каждый предмет фольгой.
3. Поместите игрушки в бумажный пакет и поставьте его на стол или пол между собой и ребенком.
4. Попросите ребенка закрыть глаза.
5. Выньте один предмет и вручите ребенку.
6. Предложите ощупать предмет и попробовать отгадать, что это такое.
7. После попыток отгадать, что это, разверните игрушку и покажите ему.
8. Повторите эти действия, пока все игрушки не закончатся.
9. Позвольте вашему малышу разворачивать предметы для вас.
Возможные варианты: чтобы игра была более увлекательной, используйте похожие мягкие игрушки животных – ребенку будет сложнее их определять.
Фигурки из проволоки
Задачи:
- развивать понимание причинно-следственных связей;
- образное мышление;
- фантазию и творческие способности;
- общую моторику;
- навыки решения проблемных ситуаций.
Оборудование: стол и проволока разного цвета.
Порядок действий
1. Освободите стол и посадите за него вашего ребенка.
2. Положите перед ним проволоку.
3. Покажите ребенку, как можно загибать, крутить, закручивать, соединять проволоку с помощью пальцев.
4. Позвольте ему делать с проволокой, что он захочет. Если у него вначале возникнут проблемы, предложите свои идеи: как можно проволоке придать Фому животного, человека, буквы, цифры, здания и т.д.
Возможные варианты: поработайте с ребенком над общим большим проектом: например, сделайте зверинец, город со всевозможными зданиями и людьми, большую семью и т.д.
«Волшебная» картинка.
Задачи:
- развивать понимание причинно-следственных связей;
- аналитическое мышление;
- умение выражать эмоции;
- моторику рук;
- речь;
- социальные навыки.
Оборудование: листы белой бумаги, карандаши, плоские предметы с рельефным рисунком (например, монета, лист с дерева, кредитная карточка, рельефная картинка, плоский медальон и т.д.), бумажный или целлофановый пакет, стол.
Порядок действий
1. Подберите вышеперечисленные рельефные предметы.
2. Сложите их в пакет так, чтобы ребенок не видел.
3. Положите этот пакет, бумагу и карандаши на стол. Сядьте вместе с ребенком.
4. Попросите его закрыть глаза, а сами тем временем положите один из предметов под лист бумаги.
5. Теперь пусть ребенок заштрихует карандашом бумагу, чтобы проявился «волшебный рисунок».
6. Сможет ли он угадать, что за предмет находится под листом бумаги?
7. Проделайте то же самое с другими предметами.
Возможные варианты: предложите ребенку найти предметы, из которых могут получиться «волшебные» картинки. Обсудите с ним, почему из одних предметов они получаются, а из других нет. Как это происходит?
Таинственный рисунок
Задачи:
- развивать аналитическое мышление;
- умение выражать свои эмоции;
- моторику рук и графические навыки;
- воображение.
Оборудование: белый карандаш и коробка цветных карандашей, листы белой бумаги.
Порядок действий
1. Нарисуйте что-нибудь белым карандашом на бумаге так, чтобы ребенок этого не видел.
2. Сядьте за стол и положите перед ним этот лист бумаги.
3. Скажите, что на нем нарисована «волшебная» картинка.
4. Чтобы она появилась, надо легонько заштриховать цветными карандашами этот лист бумаги.
5. Если у ребенка возникнут затруднения, покажите ему, как это делается.
Возможные варианты: предложите ребенку самому создать таинственную картинку от начала и до конца.
Внимание! Используйте небольшие листы бумаги, чтобы ребенку не надоело их заштриховывать.
Сказка наоборот
Задачи:
- развивать познавательное воображение;
- творческое мышление;
- память и речь;
- умение определять последовательность событий;
- воображение.
Оборудование: карточки с сюжетом из сказки «Колобок» (изготавливаются из двух книжек малышек – по карточке на каждый сюжет).
Порядок действий
1. Взрослый напоминает ребенку сказку про Колобка, показывает карточки.
2. Затем картинки перемешивают, ребенок вытаскивает любую из них и продолжает рассказ с того места, которому соответствует картинка.
3. Если ребенок справился, предложите ему рассказать сказку в обратном порядке, как будто пленка прокрутилась назад. Если есть возможность, покажите на видеомагнитофоне, что это значит.