01.06.2022
Наиболее распространёнными патологическими привычками у детей дошкольного возраста являются такие привычки, как сосание пальца, сосание предметов, грызение ногтей, онанизм (мастурбация). Реже у дошкольников встречаются болезненное стремление выдёргивать или выщипывать волосы (трихотилломания) и ритмическое раскачивание головой и туловищем (яктация). В основе патологических привычек лежит фиксация тех или иных действий. Для того, чтобы помочь детям избавиться от патологических привычек, родителям и педагогам необходимо, прежде всего, понимать природу этих привычек.
Известно, что патологические привычки уменьшают отрицательные эмоциональные переживания у ребёнка и способствуют снятию эмоционального напряжения. Фиксации патологических привычек помогает и чувство удовольствия, которое испытывает ребёнок, и повышенное внимание окружающих взрослых к этим действиям ребёнка. Взрослым необходимо знать, что при подавлении патологических привычек у ребёнка усиливается внутреннее напряжение. И получается замкнутый круг, в котором родители, воюющие всеми известными методами с пагубными привычками ребёнка, сами того не желая, способствуют их фиксации. Более того, часто бывает так, что подавив одну привычку у ребёнка дошкольного возраста, мы тут же взамен получаем другую. Приведу пример. Мальчик, четырёх лет, перестал заниматься онанизмом, после того, как родители его строго наказали, вместо этого он начал грызть ногти. Из этих двух привычек, которые мальчик использует для снятия напряжения, мастурбация менее инфантильное занятие и преодолевается ребёнком гораздо легче. А вот грызение ногтей, как и сосание пальца, возвращает ребёнка в период младенчества. Во время грызения ногтей ребёнок даёт выход своей агрессии, напряжённости, психологического дискомфорта, раздражения и получает удовольствие. Если ребёнок не выражает эти свои отрицательные чувства, они копятся у него и, не находя выхода, переполняют ребёнка. В этом случае грызение ногтей ребёнком воспринимается как спасение. Но эта, легко возникающая привычка, носит непроизвольный, автоматизированный характер, избавиться от неё чрезвычайно трудно. Усугубляет привычку интеллектуальная перегрузка ребёнка в ущерб другим сторонам его психического развития. Одним словом, уважаемые родители, не забывайте, что ведущая деятельность дошкольника - это игра, следовательно, обучать ребёнка чему-то новому и интересному нужно только посредством игры. Стоит запомнить, что нельзя всячески запрещать ребёнку грызть ногти, наказывать его за эту привычку. Каждый раз, когда вы говорите ребёнку про грызение ногтей, в его сознании фиксируется патологическая привычка. Что нужно делать? Необходимо научить ребёнка адекватным способам выражения агрессии. Позволять ему свободно выражать свой гнев, но, повторюсь, адекватными способами. Для этого необходимо иметь дома специальную подушку, из которой ребёнок может выбивать злинки. Очень хорошо помогает мешочек для гнева, в который можно кричать и ругаться. Особенно важно отказаться от упрёков, угроз и наказания. Постарайтесь понять, что происходит с ребёнком, переключите, отвлеките его в момент грызения ногтей. Необходимо уменьшить чрезмерные требования со стороны воспитывающих взрослых. Переключайте пальцы малыша на более интересное занятие всякий раз, когда замечаете у ребёнка желание грызть ногти. Настройтесь на длительный период затухания этой привычки, который обычно примерно равен периоду её протекания.
Приведу ещё один пример из практики. Ко мне обратилась мама девочки Светы, шести лет по поводу мастурбации их дочери на занятиях в детском саду ( девочка ёрзает на стуле) . Проявления мастурбации у Светы начались в четыре года, после того, как родители девочки развелись. Света была очень привязана к отцу, тяжело переживала его отсутствие. Беспокойство, связанное с эмоциональными переживаниями, девочка научилась снимать, занимаясь мастурбацией. Мастурбация может привести к замкнутости ребёнка, усилив его внутреннюю переработку чувств, переживаний. Мастурбация у необщительных детей является поводом для серьёзной тревоги родителей. Отсутствие у таких детей откровенности с родителями не даёт им возможности отреагировать адекватным способом свои чувства и переживания. Родителям нужно постараться понять, что именно в их поведении вызывает напряжение ребёнка, заставляющее его получать краткое удовольствие и расслабление ( недостаток тепла и непосредственности в выражении чувств, излишняя строгость, физические наказания, ограничение активности и др.) .
Необходимо научить ребёнка как можно более разнообразными способами получать удовольствие. Спрашивайте малыша, чем он любит заниматься, что ему нравится. Чем больше родители вспомнят вместе с ребёнком приятных дел, которые нравятся ему, тем легче им будет разнообразить способы получения удовольствия. Постарайтесь расширить круг интересов ребёнка, улучшить его общение со сверстниками. Необходимо повышать активность в движениях, в способах выражения чувств и включать в жизнь ребёнка оздоровительные мероприятия, направленные на повышение чувства тела : купание, обливание, обтирание. Нельзя наказывать ребёнка за мастурбацию, тем более бить по рукам. Шлепки и порка способствуют приливу крови к половым органам ребёнка, вызывая раздражение генитальной области тела. Не стоит чрезмерно ласкать и целовать ребёнка в губы, качать на ноге, оставлять надолго в постели без сна, надевать тесную одежду. Нельзя насильно кормить ребёнка, вызывая у него во время еды отрицательные чувства, что способствует выключению чувствительной зоны рта и языка и включению зоны половых органов (эти две зоны тела рефлекторно связаны).
В заключение отметим, что чем больше стремление родителей убрать, ликвидировать внешний атрибут проблемы – будь то сосание пальца, предметов, грызение ногтей или онанизм, тем меньше шансов устранить причину появления привычки. В профилактике патологических привычек большое значение имеют нормализация внутрисемейных взаимоотношений, мягкое и ровное отношение к ребёнку, удовлетворение его потребности в эмоциональной теплоте и ласке, оздоровительные мероприятия, развитие творчества.