Содержание
1. Пояснительная записка ……………………………………………………3
1.1. Новизна. Актуальность ………………………………………..................6
1.2. Цель
………………………………………………………………………………......6
1.3. Задача ……………………………………………………………………...7
1.4. Методическое обеспечение ………………………………………….......8
1.5. Организация деятельности кружка …………………………………….10
1.6. Материал …………………………………………………………………10
1.7. Приемы и методы ………………………………………………………..10
1.8. Структура
……………………………………………………………………………….....11
1.9. Формы проведения итогов реализации программы …………………...11
2. Показатели прохождения программы …………………………………....11
2.1. Ожидаемые результаты …………………………………………………12
2.2. Педагогическая диагностика ……………………………………………13
3. Учебно-тематический план ……………………………………………….21
4. Календарно-тематический план …………………………………………..23
5. Список литературы …………………………………………………………41
Пояснительная записка
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов дошкольного
образования относится создание благоприятных условий развития детей в
соответствии
с
их
возрастными
и
индивидуальными
особенностями
и
склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка
как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый
период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются
основы всестороннего, гармонического развития ребенка.
Изобразительное
творчество
–
специфическая
детская
активность,
направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного
искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее
характерная
черта
эстетического
отношения
маленького
ребенка
–
непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной
ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и
воображения. Мы можем утверждать, что художественное творчество оказывает
самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к
действительности.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря
которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда,
преумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к
творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него
самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые,
должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые
помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего
общества.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития
знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной
практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у
ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие,
художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и
развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы,
ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные
умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами
деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие
(эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также,
позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что
художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию,
отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное
напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает
положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.
Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку
выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного
мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной
для детей дошкольников является методика изображения предметов тонкими
линиями. Линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна
быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их
возрастных особенностей. Предметы получаются не узнаваемыми, далекими от
реальности.
Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и
техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и
средств, чтобы выразить свои фантазии.
Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также
передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе
отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась
возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с
дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой
активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные
сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник
является универсальность их использования. Технология их выполнения
интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для
детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных
фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Используемые методы:
– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие
руку ребенка к письму;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов,
что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому
процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и,
как следствие, познавательных способностей.
Кружковая работа проводится с детьми старшей групп в форме совместной
деятельности в рамках учебно-тематического планирования. Программа
составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и
науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155), на основе авторской программы
«Цветные ладошки» И.А.Лыковой.
При разработке Программы учитывались следующие нормативные
документы:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утв.
приказом Минпросвещения РФ от 25.11.2022 г. № 1028).
С учётом требований Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-
эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи», утверждённых постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28
сентября 2020 г. № 28 (зарегистрировано Министерством юстиции
Российской Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573),
действующим до 1 января 2027 года (далее - СП 2.4.3648-20), и Санитарных
правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования
к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания», утверждённых постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2
(зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29
января 2021 г., регистрационный № 62296), действующим до 1 марта 2027
года (далее - СанПиН 1.2.3685-21).
Новизна. Продолжительное время основной задачей в работе кружка
было
обучение
детей
изобразительным
навыкам
с
использованием
традиционных и нетрадиционных техник рисования. Но практика работы с
детьми подтолкнули меня к мысли, что для гармоничного развития личности
необходимо иметь и правильную речь. Поэтому основной задачей в работе
кружка - развитие не только изобразительных навыков, но речевого и
интеллектуального развития детей, через обучение изобразительным навыкам с
использованием традиционных и нетрадиционных техник рисования. Главным
содержанием видов деятельности в рамках данной методики выступает процесс
«открытие мира» с использованием установки говорения на русском языке.
Овладение техникой понимается при этом не только как основа
возникновения
образа,
но
и
средство
обобщения
ребенком
своего
представления о том или ином эстетическом объекте и способах передачи
впечатления о нем в конкретном продукте.
Актуальность. Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только
художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе
рисования.
Цель: развивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и
художественные способности в процессе комментированного рисования,
формирование
всех
психических
процессов, развитие
художественно
–
творческих способностей и положительно – эмоционального восприятия
окружающего мира.
Настоящая программа способствует решению следующих задач:
Обучающая:
учить
детей
осваивать
коммуникативные,
языковые,
интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования.
Развивающая: развивать творческую активность, мышцы кистей рук,
поддерживать потребность в самоутверждении.
Воспитательная:
формировать
положительно
–
эмоциональное
восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к
изобразительному искусству.
Задачи обучения в кружке:
1.
Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание
действовать с ними.
2.
Побуждать
детей
изображать
доступными
им
средствами
выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.
3.
Создавать условия для освоения цветовой палитры.
4.
Создание условий для коммуникативной деятельности детей.
5.
Развитие связной речи.
6.
Помогать
детям
в
создании
выразительных
образов,
сохраняя
непосредственность и живость детского восприятия. Деликатно и тактично
способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению
цветовой гаммы рисунков.
7. Постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, повышать
требования к изобразительным и коммуникативным умениям и навыкам
детей, не делая их предметом специальных учебных знаний.
8. Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его
деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям,
сотрудникам детского сада).
9. Развитие описательной, комментирующей функции речи. Научить
обобщать и противопоставлять, рассуждать.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по
разделам:
1.
«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ». В совместной деятельности используется
прием комментированного рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самого
рисования ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом
обсуждают свою работу. Использование художественного слова: потешек,
загадок. Выполняя практические действия, дошкольники способны усвоить
много новых слов и выражений активного и пассивного словаря детей, развитие
коммуникативной функции речи, развитие связной речи.
2.
«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ». Для занятий по изодеятельности
подбираются сюжеты близкие опыту ребенка, позволяют уточнить уже
усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. На
занятиях дети узнают о различных явлениях природы, о жизни людей, о жизни
животных.
3.
«СЕНСОРНОЕ
ВОСПИТАНИЕ».
Занятия
по
изодеятельности
способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов
и их пространственном расположении.
4.
«МУЗЫКАЛЬНОЕ
ВОСПИТАНИЕ».
Рисование
по
передаче
восприятия музыкальных произведений. Использование рисунков в оформлении
к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего
понимания образа, выражения собственных чувств.
5.
«ФИЗИЧЕСКОЕ
РАЗВИТИЕ».
Использование
физминуток,
пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения
осанки.
Методическое обеспечение.
Нетрадиционные техники:
➢
оттиск печатками из овощей;
➢
тычок жесткой кистью;
➢
оттиск печатками из ластика;
➢
оттиск поролоном;
➢
восковые мелки и акварель;
➢
свеча и акварель;
➢
отпечатки листьев;
➢
рисунки из ладошек;
➢
волшебные веревочки;
➢
кляксография;
➢
монотопия;
➢
печать по трафарету.
Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет
детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает
воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа
способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения,
фантазии. Дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли,
чувства,
переживания,
настроение.
Использование
различных
приемов
способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и
линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят
форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и
интересные
средства
познания
окружающего
мира
через
ненавязчивое
привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный
творческий
процесс
педагога
и
детей
при
помощи
разнообразного
изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий
процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии,
творчества, самостоятельности.
Дети самостоятельно выбирают изобразительные материалы, материал,
на котором будет располагаться
изображение. Разнообразие способов
рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивается речь, фантазию и
воображение, вызывает желание придумывать новые композиции, развивается
умение детей действовать с различными материалами: камнями, песком,
веревочками, восковыми мелками, свечами и др. В процессе рисования, дети
вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения,
упражняются во всех типах коммуникативных высказываний.
Организация деятельности кружка.
Кружок посещают дети старшей группы. Занятия проводятся 2 раза в
неделю. Продолжительность занятия 25 минут.
Материал:
➢
акварельные краски, гуашь;
➢
восковые и масляные мелки, свеча;
➢
ватные палочки;
➢
поролоновые печатки;
➢
коктельные трубочки;
➢
палочки или старые стержни для процарапывания;
➢
матерчатые салфетки;
➢
стаканы для воды;
➢
подставки под кисти; кисти.
Приемы и методы:
✓
Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений.
✓
Практические – упражнения, игр методы.
✓
Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово.
педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснение, пояснение, пед
оценка.
✓
Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ
образца. показ способов выполнения и др.
Все методы используются в комплексе.
Основные правила:
1.
Использование приема транслирования информации.
2.
Отбор тематического содержания.
3.
Главный герой рисования – ребенок.
4.
Взрослый не стремится сразу исправить речь ребенка.
5.
Педагог создает схематические изображения.
6.
Не только рассказывает о том, что нарисовано, но и показать
посредством изобразительных действий.
7.
В
качестве
«физкультминутки»
-
используются
элементы
драматизации, имитационные движения, сопровождаемые комментированной
речью.
Вся деятельность строится по коммуникативному принципу:
1.
Создание оптимальных условий для мотивации детской речи.
2.
Обеспечение главных условий общения.
3.
Стимуляция и поддержание речевой инициативы.
4.
Использование различных коммуникативных средств.
Структура:
1.
Создание положительного отношения к теме и способу ее реализации.
2.
Коммуникативное
рисование
с
использованием
имитационных
движений и обсуждением создания и сюжета рисунка (не более 10 минут).
3.
Динамическая пауза с элементами логоритмики и психогимнастики.
4.
Рассказывание по картинке с моделированием коммуникативной
ситуации.
5.
Словесные игры, игры – драматизации.
Формы проведения итогов реализации программы:
✓
Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
✓
Тематические выставки в ДОУ.
✓
Участие в городских и выставках и конкурсах в течение года.
✓
Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка.
✓
Оформление эстетической развивающей среды в группе.
Показатели прохождения программы:
➢
Узнают много об окружающем мире, т.к занятия проходят в
определенной теме.
➢
Учатся использовать в одной работе разные изобразительные
материалы.
➢
Учатся рисовать различными материалами.
➢
Используют в работе разные дополнительные материалы (песок,
камни).
➢
Развивать навыки по составлению сюжетов.
➢
Дети учатся цветоведенью.
➢
Экспериментируют.
➢
Развивается связная речь.
➢
Учатся уважительному отношению к работам товарищей при этом
объективно оценивать свою работу.
Преемственность:
✓
сформировать умения и навыки;
✓
развивать личностные качества.
Ожидаемые результаты: овладение детьми определенными знаниями,
умениями, навыками в процессе рисования, выявление и осознание ребенком
своих способностей, сформированность способов самоконтроля.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей
не может быть одинаковым у всех детей, поэтому даем возможность каждому
ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого
созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу
постепенного усложнения материала. В силу индивидуальных особенностей,
развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей,
поэтому даём возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить
себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу,
изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
Оценка: результативности программы проводится два раза в год (декабрь,
май) сформированности уровня художественно – эстетического развития детей.
Педагогическая диагностика.
Показатели художественно-творческого развития детей дошкольного
возраста
Общие показатели развития детского творчества:
- компетентность (эстетическая компетентность)
- творческая активность
- эмоциональность
-произвольность и свобода поведения
- инициативность
- самостоятельность и ответственность
- способность к самооценке
Специфические показатели развития детского творчества в
продуктивных видах деятельности (по данным исследований Т.Г. Казаковой,
Л.А. Парамоновой, Б.А. Флериной, А.Е. Шибицкой):
- субъективная новизна, оригинальность и вариативность как способов
решений творческой задачи, так и результата (продукта) детского творчества;
- нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для
создания художественного образа;
- большая динамика малого опыта, склонность к экспериментированию с
художественными материалами и инструментами;
- индивидуальный «почерк» детской продукции;
-самостоятельность при выборе темы, сюжета, композиции, художественных
материалов и средств художественно-образной выразительности;
- способность к интерпретации художественных образов; общая ручная
умелость.
Экспериментальная модель выразительного художественного образа
как интегральной художественно-эстетической способности включает
комплекс эстетических способностей и умений (И.А. Лыкова):
- восприятие художественных образов (в произведениях искусства) и
предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов;
- осмысленное «чтение» - распредмечивание и опредмечивание художественно-эстетических объектов с помощью воображения и эмпатии,
(носителем эстетического выступает выразительный образ как универсальная
категория); интерпретация формы и содержания, заключенного в
художественную форму;
- творческое освоение «художественного языка» - средств художественнообразной выразительности;
- самостоятельное созидание (сотворение) художественных образов в
изобразительной деятельности;
- проявление эстетического отношения во всех видах детской
Художественной деятельности и повседневной жизни (таких, как:
самодеятельные игры и занятия, прогулки, самообслуживание);
- экспериментирование с художественными инструментами, материалами с
целью «открытия» их свойств и способов создания художественных образов.
Методика проведения диагностики.
Педагогическая диагностика детей проводится с детьми в естественных
условиях. В отдельном помещении оборудуется место для индивидуальных
занятий с детьми. На столе свободно размещаются разные художественные
материалы и инструменты для свободного выбора их детьми в ходе
эксперимента: краски гуашевые, кисти трех размеров, фломастеры, цветные
карандаши, салфетки бумажные и матерчатые, бумага белая трех форматов
(большого, среднего и маленького). Дети приглашаются индивидуально,
рассматривают материалы и инструменты. В непринужденной игровой
форме ребенку предлагается назвать все, что он видит (при этом фиксируется
общая ориентировка ребенка в художественных материалах), и выбрать, чем
бы он хотел заниматься (что бы хотел делать).
Предлагается также выбрать материалы для реализации своего замысла.
По ходу эксперимента фиксируются: выбор ребенка, внешние проявления его
реакции на ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание
видов деятельности, комментарии по ходу действий, игровое и речевое
развитие художественного образа.
Для анализа процесса и результата детской художественной
деятельности была разработана система показателей, сведенная в таблицу
для удобства фиксации наблюдений экспериментаторов.
«Портрет»
художественно-творческого развития детей дошкольного возраста
(методика Казаковой Т.Г., Лыковой И.А.)
1. Характеристика отношений, интересов, способностей в области
художественной деятельности:
1) увлеченность;
2) творческое воображение.
2. Характеристика качества способов творческой деятельности:
1) применение известного в новых условиях;
2) самостоятельность в нахождении способов (приемов) создания образа;
3) нахождение оригинальных способов (приемов), новых для ребенка.
3. Характеристика качества продукции:
1) нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для
создания образа;
2) соответствие результатов изобразительной деятельности элементарным
художественным требованиям.
Рисование сюжетное по замыслу (педагогическая диагностика)
«Посмотрим в окошко»
Задачи. Учить детей рисовать простые сюжеты по замыслу. Выявить
уровень развития графических умений и композиционных способностей.
Познакомить с новым способом выбора сюжета (определения замысла) рассматривание вида из окна через видоискатель. Создать условия для
самостоятельного изготовления аппликативных рамочек. Воспитывать
любознательность, интерес к познанию своего ближайшего окружения и его
отражению в рисунке.
Предварительная работа. Экскурсия по детскому саду с остановками
возле всех окон и рассматриванием «видов» через видоискатель - картонные
или деревянные рамки (пустые) разной формы и величины. Беседа об
увиденном за окном. Рассматривание репродукций, художественных
открыток, иллюстраций в книгах, настенных календарей. Беседа по плакату
«Прогулки».
Рассматривание
иллюстраций
в
детских
книжках,
изображающих разные домики с окошками, например: «Колобок»,
«Заюшкина избушка», «Козлятки и волк», «Три поросенка».
Чтение чистоговорки Г. Лагздынь с договариванием детьми строчек из
одинаковых слогов:
На-на-на-на-на-на-на!
Смотрит кто-то из окна!
Не-не-не-не-не-не-не!
Кто же там торчит в окне
Ни-ни-ни-ни-ни-ни-ни!
Эй, цветок не урони!
Но-но-но-но-но-но-но!
Мы отправились в кино!
Ну-ну-ну-ну-ну-ну-ну!
Тучи спрятали луну.
Ны-ны-ны-ны-ны-ны-ны!
Как темно-то без луны!
На-на-на-на-на-на-на!
Машет мама из окна!
Материалы, инструменты, оборудование. Листы бумаги белого или
светло-голубого цвета, цветные карандаши, фломастеры. Цветная бумага,
ножницы, клей и клеевые кисточки или клеящие карандаши, салфетки
бумажные или матерчатые, коробочки для обрезков. Две обложки для
оформления коллективного альбома «Посмотрим в окошко» (с горизонтальным и вертикальным размещением листов). Видоискатели деревянные или картонные рамки разной формы и величины.
Содержание занятия.
Воспитатель читает детям рассказ «Окно» из цикла рассказов «Моя семья» Д.
Габе:
- На этой стене - окно, а на той стене - рама с картиной. Окно - тоже рама с
картиной. Картина за окном больше, потому что там двор, за двором огород, за ним - дорога, за дорогой - поле с зеленой травой, а сверху голубое небо. По дороге идут люди, а по небу плывут облака. И на картине
тоже есть небо и облако. Все время это облачко стоит на одном месте.
В окно я вижу, как папа возвращается с работы в обед и как снова уходит и
машет мне рукой. Через раму картины ничего не видно. Самая лучшая рама с
картиной - наше окно. Все в нем живое: и куры, и наседка с цыплятами, и
собака, и ребята, которые идут звать меня на улицу играть с ними. Больше
всего я люблю смотреть в наше окно.
Воспитатель спрашивает детей, почему мальчик из рассказа думает, что
самая лучшая рама с картиной - это окно, и что он видит за окном
(проводится краткая беседа по содержанию рассказа). Педагог интересуется,
любят ли дети смотреть в окно, что видят на улице, похожи ли эти «виды» за
окном на картины. Затем предлагает нарисовать такие же необычные
картины. Просит взять видоискатели, поднести их к глазам, глаза при этом
закрыть и представить себе красивую картину за окном своего дома или
детского сада. Тихо (на ушко) спрашивает у каждого ребенка, что он
«увидел» и что будет рисовать. Помогает наводящими и уточняющими
вопросами (это вид из окна дома, дачи, детского сада, бабушкиной квартиры;
что видно из окна - дерево, детскую площадку, другой дом, дорогу, машины,
магазин, пруд, парк и т.д.).
Педагог обращает внимание детей на подготовленные заранее
художественные материалы - листы бумаги белого или светло-голубого
цвета, фломастеры, цветные карандаши, цветная бумага, ножницы, клей,
салфетки. Подсказывает, что при желании дети могут сами сделать рамочки
для своих картин.
Дети выбирают материалы, рисуют, при желании обрамляют свои
«картины» рамочками - рисуют или самостоятельно отрезают полоски
цветной бумаги (по аналогии с предыдущим занятием). Тем самым
воспитатель выявляет, кто из детей уже умеет держать ножницы и резать по
прямой. Воспитатель отмечает также, кто из детей по своей инициативе
делает перенос умений, полученных на одном занятии, в другую тему. В
последующем можно будет сравнить типы рамочек, которыми дети
обрамляли картинки для шкафчиков и виды из окна.
В конце занятия педагог показывает детям две обложки для альбомов
«Посмотрим в окошко» (с вертикальным и горизонтальным расположением
листов) и просит детей принести свои рисунки к подходящей обложке, не
поясняя разницы между ними. Если кто-то из детей ошибается с выбором,
педагог просит положить картинку под обложку так, чтобы картинку не было
видно, как в настоящей книге. Воспитатель сообщает, что после сна они
продолжат оформлять свои альбомы, чтобы показать их родителям.
После занятия.
Оформление альбомов «Посмотрим в окошко» (с горизонтальным и
вертикальным размещением листов). Беседа по картинкам, составление
описательных рассказов.
Чтение рассказа Г. Лагздынь «На дачу»:
- Я еду с ребятами на дачу. В автобусе меня посадили с Витей. Я хорошо
видела маму. Мама махала платком. Остальные родители что-то говорили и
улыбались. Воспитательница Елена Александровна предложила: «Давайте,
ребята, крикнем хором: «До-сви-да-ни-я!»
И мы кричали хором:
- До-сви-да-ни-я! Было очень весело.
Потом мы долго ехали. Витя из своей корзинки съел все конфеты и стал
заглядывать в мою. Елена Александровна пересадила его на переднее
сиденье, поближе к себе. А ко мне сел Димка.
Димка водил пальцем по стеклу, жужжал и говорил, что это летит вертолет.
- Если, Димочка, мы на вертолете, - сказала я, - то кругом должно быть
голубое небо.
- А ты, Майка, думай, что кругом небо, - сказал Димка.
Я стала думать, но у меня ничего не получалось. А как может получиться, ес-
ли вокруг кусты и деревья? И все зеле-ное-презеленое?
Рисование-фантазирование или речевая игра «Что видно за..?» На
небольших листах бумаги (1/2 машинописного листа) воспитатель
предлагает нарисовать карандашами, что видят за окном машинист поезда,
колобок, Баба-Яга, котенок...
Рисование сюжетное по замыслу (педагогическая диагностика)
«Улетает наше лето»
Задачи. Создать условия для отражения в рисунке летних впечатлений. Выявить уровень способностей к сюжетосложению и композиции.
Предварительная работа. Беседа о летних занятиях и развлечениях.
Схематическое изображение человека с помощью счетных палочек,
карандашей, бумажных полосок. Рисование человечков палочками на песке
или на земле, выкладывание фигурок из счетных палочек, веточек,
карандашей. Подготовка альбома или газеты с семейными фотографиями о
летнем отдыхе. Чтение стихотворения В. Шипуновой «Пляжная
фотография»:
Мартышка тихо верещит,
Прикрыла лапкой мордочку.
Неразборчиво хрипит
В репродуктор лодочник.
Кольцами удав блестит,
Павлин колышет перья.
Под пальмой человек сидит,
По-детски в птичку веря.
Материалы, инструменты, оборудование. Белые листы бумаги одного
размера для составления общего альбома рисунков «Улетает наше лето»;
цветные карандаши и фломастеры (на выбор); простые карандаши, ластики.
У воспитателя основа для будущего альбома «Улетает наше лето»,
фотоаппарат, фотографии о летнем отдыхе детей (желательно, в разных
местах).
Рекомендуемые учебные пособия, наглядность. Плакаты «Лето»,
«Времена года», «Цветные пейзажи».
Содержание занятия.
Перед занятием дети рассматривают газету или альбом с семейными
фотографиями о летнем отдыхе. Первая часть занятия может проводиться на
ковре или возле окна с красивым видом.
Воспитатель читает детям стихотворение Е. Трутневой «Улетает лето»:
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор, как в солнечных лучах, Это платье золотое
У березы на плечах...
Утром мы во двор идем -Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...
Пролетают паутинки
С паучками в серединке.
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Все летит! Должно быть, это
Улетает наше лето!
Педагог предлагает детям составить на память о лете альбом «фотографий» только не настоящих, а нарисованных. Спрашивает детей: «Как отдыхали вы
летом? С кем? Что делали? Где были? Какие интересные случаи
произошли?» (Свободные высказывания детей.)
- Хорошо летом, весело, много разных интересных дел. Давайте мы с вами
нарисуем, как мы отдыхали летом, чем занимались, во что играли. Каждый
нарисует свою картинку о себе и своей семье.
Воспитатель показывает детям будущую обложку альбома и предлагает
договориться, как будут размещены листы в альбоме (горизонтально или
вертикально). Показывает, как будет выглядеть альбом в случае, если
каждый сделает по-своему, не договорившись.
Дети выбирают материал для рисования по своему желанию - цветные
карандаши, фломастеры, краски. Воспитатель тихо спрашивает, кто из детей
какой сюжет выбрал для своего рисунка. Помогает определиться с выбором.
Советует детям обращаться к своим товарищам с просьбой показать
задуманное движение, чтобы точнее передать позу и движение людей
(например: руки подняты вверх для жеста-приветствия или прощания,
разведены в стороны, согнуты в локтях, будто бросают или ловят мяч,
держат удочку, как будто человек едет на велосипеде или прыгает в воду,
бежит за собакой и пр.)
Дети обдумывают свои замыслы, обсуждают сюжеты (события) с
товарищами или воспитателем и начинают рисовать. Воспитатель в это
время оформляет обложку (пишет название «Улетает наше лето») и хорошо
рисующим детям, быстро справившимся со своим заданием, предлагает
помочь оформить обложку: раскрасить и дописать недостающие буквы,
нарисовать летние картинки-символы.
Рисунки, выполненные сухими материалами, дети складывают в альбом под
обложку. Рисунки, выполненные красками, вкладывают туда же после
просушки.
После занятия.
Рассматривание коллективного альбома «Улетает наше лето», составление и
запись рассказов из личного опыта «Где мы были летом».
Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания»:
«Митя катался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке,
прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу: «Уж как весело зимой! Я
бы хотел, чтобы всегда зима была!»
«Запиши твое желание в мою карманную книжку», - сказал отец. Митя
записал. Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по
зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: «Что за прелесть
эта весна! Я бы желал, чтобы всегда весна была».
Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.
Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день
веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и
вечером сказал отцу: «Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал,
чтобы лету конца не было». И это желание Мити было записано в ту же
книжку.
Наступила осень. В саду собирали плоды - румяные яблоки и желтые груши.
Митя был в восторге и говорил отцу: «Осень лучше всех времен года!» Тогда
отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое
говорил и о весне, и о зиме, и о лете».
Примерные задания
для исследования особенностей восприятия цвета в природе и
произведениях искусства
Осенние листочки. Дидактическая задача.
Развитие восприятие цвета и цветосочетания в природных объектах,
сравнение колорита осенних листьев с цветовыми пятнами на палитре.
Вопросы и задания.
Тебе нравится листопад? Ты любишь собирать осенние листья? Посмотри на
эти листочки. Они красивые, многоцветные, будто настоящие. Рассмотри
каждый листок, полюбуйся его колоритом и подбери на палитре похожую
цветовую гамму. Найди кленовый листок. Опиши его колорит и найди такое
цветосочетание.
Найди листочек желтый (задание для детей 3-4 лет), желто-зеленый (для
детей 4-5 лет), желто-оранжево-зеленый (для детей 5-7 лет). Покажи этот
цвет (3-5 лет), это цветосочетание (5-7 лет) на палитре. Подбери этот цвет (35 лет) или составь оттенок (5-7 лет).
Какой цвет чаще всего повторяется в осенней гамме? (Желтый.) А почему
осень в период листопада называют золотой? Вспомни стихи или песни, в
которых рассказывается об этом.
Нарисуй осенние листочки.
Говорящие цвета. Дидактическая задача.
Расширение ассоциативного цветового ряда. Обогащение лексики.
Вопросы и задания.
Вспомни, какие «говорящие» цвета ты уже знаешь? Покажи их на палитре и
подбери подходящие предметы (картинки): лимонный - лимон... А теперь
попробуй угадать, как можно назвать другие цвета. Найди среди картинок
морковку и подбери на палитре подходящий цвет. Как называется этот цвет?
(Оранжевый.) Но можно сказать и по другому - морковный. Покажи на
палитре свекольный цвет. Сиреневый. Оливковый. Если трудно, сравнивай с
изображениями плодов, цветов. Как бы ты назвал цвет сливы. (Фиолетовый
или иначе - сливовый.) Как ты думаешь, слово «малиновый» произошло от
слова «малина» или наоборот? Как лучше сказать про лимон - желтый или
лимонный? А как точнее? Чем желтый цвет отличается от лимонного?
(Желтый цвет - чистый, без примесей, а лимонный получается, если желтый
слегка смешан с зеленым; желтый - теплый, а лимонный - холодноватый.)
Какие еще «говорящие» цвета ты знаешь? А какие из них можно назвать
«вкусными»? Нарисуй «вкусные» картинки.
Цвет и настроение
Дидактическая задача. Формирование представления о том, что цвет
(цветовая тональность) может передавать состояние природы и настроение
человека.
Вопросы и задания.
Посмотри на эти картины и сравни их попарно. О чем рассказывают эти
картины? Тема этих картин - осень, но осень разная. На какой картине осень
ранняя, золотая, радостная? Опиши осень на второй картине (поздняя,
унылая, серая...). Как художнику удалось это показать?
Обрати внимание: каждая картина написана в своей цветовой гамме. Для
осени ранней и веселой художник взял яркие, сочные, чистые краски. А для
поздней и грустной - приглушенные, слегка смешанные с черным до
сероватых оттенков.
Сравни морские картины и расскажи, как с помощью красок (цветовой
гаммы) показано разное состояние (настроение) природы. Нарисуй
«хорошую погоду».
Учебно–тематический план
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Тема
Сказка про краску.
Гостинцы осени.
Теплая картина.
Волшебные листья.
Нарисуй портрет на ложке.
Разноцветные зонты.
Кто спрятался?
Осенний лес.
Путешествие по радуге.
Часы (мин)
Теория
Практика
5
20
5
20
5
20
5
20
5
20
10
15
5
20
5
20
5
20
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
Ежик.
Веселые человечки.
Золотая осень.
Дымковская игрушка.
Дерево колдуньи.
Разноцветные рыбки.
Как прекрасен этот мир.
Первый снег.
Снежинки.
Елочка .
Узоры на окне
Осенняя сказка.
Узоры на тарелочке
Сказочная Жар – птица.
Волшебница – зима.
Дворец Деда Мороза
Елочка нарядная
Натюрморт
Звездное небо
Город на реке
Рождественские чудеса
Зимние узоры
Черепахи
Превращение ладошки
Подводный мир.
Живая рука
Волшебные точки
Натюрморт
Зимние пейзажи
Волшебные кляксы
В подводном мире
Заря
Кони расписные
Живая рука
Невиданные звери
Ранняя весна
Ветка с цветами
Аквариум
Маленькие камешки
В гостях у народных мастеров
Коротышки из солнечного города
Зоопарк
Весенние пейзажи
Грачи прилетели
Ветка с первыми листьями
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
На дне моря
Украшение подноса узорами рябины
В гостях у народных мастеров
Мой маленький друг
Цветы
В подводном мире
Бабочка
Русские матрешки
Кошка и котята
Булочная песенка
Волшебные кляксы
Волшебные цветы
Мозаика
Итоговая выставка рисунков
Итого
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
340
1360
Месяц
Календарно – тематический план
Тема
занятия
ь
Программное
содержание
Методические
приемы
Оборудова Лите
ние
рату
ра
3.Теплая
картина
4.Волшебн
ые листья.
Печатание
листьями
1.Игра «Хоровод
красок».
2.Худ. слово.
3.Самостоятельная
деятельность детей
4.Итог
1.Вступительная
беседа.
2.Худ. слово.
3.Самостоятельная
деятельность
детей.
4.Итог.
Различные
овощи,
бумага,
краски.
А.В. Никитина
Стр.19
1.Вступительная
беседа.
2.Худ. слово.
3.Самостоятельная
деятельность
детей.
4.Итог.
бумага,
краски,
гуашь,
кисти
Рисунки
образцы
листья,
гуашь,
кисти,
бумага.
Н.Ф. Штейнле
Стр.12
Различные
1.Рассказ педагога. виды
2.Худ. слово.
бумаги,
3.Беседа.
краски, цвет
4.Практическая
карандаши
работа.
5.Итог.
Т.Н. Ветрова стр.
39
2.
Гостинцы
Осени
Познакомить
и со
свойствами
различных
художественных
материалов; вызвать
у детей интерес к
изобразительному
искусству; научить
отдельным приемам
работы кистью и
карандашом.
Закрепить понятия об
основных
и
дополнительных
цветах,
создать
эмоционально
приподнятое
настроение
при
решении
изобразительных
загадок.
Формировать умение
смешивать основные
цвета и получать
новые. Изображать
по замыслу с учетом
теплого цвета.
Различать холодные
и теплые цвета.
Формировать умение
создавать
рисунки
путем
прикладывания
листьев,
формировать
эстетическое
отношение
к
действительности,
развивать
наблюдательность.
–
А.В. Никитина
Стр. 23
Сентябрь
1. Сказка
про краску
7.Кто
Познакомить
с
спрятался? техникой рисования с
помощью руки.
Рисунок из Развивать
ладошки
пространственное
мышление,
воображение,
фантазию.
октя 1.Осенний Формировать умение
брь лес
детей рисовать на
одной
половине
Монотопия бумаги, сворачивать
лист бумаги пополам
и получать отпечаток
на второй половине
предварительно
смоченной водой.
Силуэты
зонтов,
краски,
трафареты
узоров,
поролон,
гуашь.
Бумага,
краски,
простые
карандаши
кисти
Бумага,
краски,
простые
карандаши
кисти,
поролон.
Т.Н. Ветрова
Стр. 40
А.В. Никитина
Стр. 27
Печать по
трафарету
Познакомить
с
новым методом –
печатанью
по
трафарету. Развивать
чувство ритма.
Рисунки –
образцы,
гуашь,
кисти,
бумага.
А.В. Никитина
Стр. 51
6.Разноцве
тные
зонты.
1.Рассматривание
картинки с
эмоциями.
2.Рассматривание
ладони.
3.Худ. слово.
4.Самостоятельная
деятельность
детей.
5.Итог.
1.Загадывание
загадок
2.Вступительная
беседа.
3.Самостоятельная
деятельность
детей.
4.Игра «Дождик»
5.Итог.
1. Загадывание
загадок
2.Вступительная
беседа.
3.Самостоятельная
деятельность
детей.
4.Итог.
1.Чтение
стихотворения
2.Беседа.
3.Подвижная игра
4.Самостоятельная
деятельность
детей.
5.Итог.
Р.Т. Казакова
Стр. 64
5.Нарисуй Формировать умение
портрет на обводить
свою
ложке
ладонь.
Развивать
творческую
Рисунок из фантазию.
ладошки
Изображать
настроение человека.
4.Веселые
человечки.
Волшебная
веревочка
5.Золотая
осень.
кляксограф
ия
трубочкой.
Продолжать
знакомить с приемом
рисования
веревочками.
Передавать в рисунке
силуэт человека в
движении.
Познакомить
с
новым
приемом
рисования
–
кляксография
трубочкой.
Совершенствовать
умения в различных
техниках, развивать
чувство композиции.
Р.Т. Казакова
Стр. 72
Краски,
кисти,
бумага,
карандаши
Веревочки
клей,
краски,
кисти,
бумага.
А.В. Никитина
Стр. 33
Тычок
сухой
кистью
Познакомить
с
новым методом –
рисование тычком.
Развивать внимание,
воображение.
Бумага,
краски,
А.В. Никитина
Стр. 35
3.Ежик.
1.Рассматривание
картинки с
эмоциями.
2.Рассматривание
ладони.
3.Худ. слово.
4.Самостоятельная
деятельность
детей.
5.Итог.
1.Загадывание
загадки.
2.Чтение рассказа
Е.Чарушина «Еж».
3.Самостоятельная
деятельность
детей.
4.Физ.минутка «Еж
с ежатами»
1.Беседа.
2.Чтение рассказа
В.Берестова
3.Самостоятельная
деятельность
детей.
4.Игра «Гномики –
прачки»
5.Итог.
1.Чтение
стихотворения
З.Федоровской
«Осень»
2.Беседа.
3.Самостоятельная
деятельность
детей.
4.Подвижная игра
«Листья»
5.Итог.
Бумага,
гуашь,
кисти,
трубочки.
А.В. Никитина
Стр. 89
2.Путешест Познакомить
с
вие по
чудесным свойством
радуге
цвета
преображать
окружающий мир, с
теплыми
и
холодными цветами.
1.Чтение
стихотворения
2.Показ игрушки.
рассматривание.
3.Самостоятельная
деятельность детей
4.Игра
5.Итог.
Цвет
бумага,
краски,
бумага,
клей
А.В. Никитина
Стр.45
Силуэты,
краски,
кисти,
печатки,
образцы.
Р.Т. Казакова
Стр. 51
Развивать
чувство
прекрасного, умение
передавать
свои
рисование + впечатления
аппликация полученные
ранее.
Воспитывать
самостоятельность в
создании образа.
8.Разноцве Вызвать интерес к
тные
рисованию,
рыбки
стремление
передавать
образ
нетрадицио рыбки
разными
нное
способами,
рисование + добиваться
аппликация выразительного
образа.
Закреплять
умение пользоваться
ножницами,
трафаретами, клеем.
Развивать
аккуратность.
нояб 1.Как
Развивать
рь прекрасен воображение,
этот мир
творчество,
учить
рисование + передавать
образ
аппликация природы в рисунках,
использовать
различные способы.
7.Дерево
колдуньи
1.Чтение
стихотворения
2.Показ игрушки,
рассматривание.
3.Самостоятельная
деятельность детей
4.Игра
5.Итог.
1.Вводная беседа.
2.Рассматривание.
3.Самостоятельная
деятельность
детей.
4.Итог.
Цвет
бумага,
краски,
бумага,
клей
Р.Т. Казакова
Стр. 46
Оттиск
печатками
Закрепить
умения
рисовать с помощью
силуэта,
украшать
печатками. Развивать
умения
передавать
колорит.
1.Рассказ педагога.
2.Худ. Слово.
Бумага,
3.Беседа.
краски,
4.Практическая
карандаши,
работа.
илюстрации
5.Итог.
Р.Т. Казакова
Стр. 81
6.Дымковс
кая
игрушка.
Формировать
умение рисовать ель,
Оттиск
закрепить
умение
поролоном, изображать елочные
рисование
игрушки с помощью
пальчиками печаток.
Воспитывать
эстетическое
восприятие природы.
5.Узоры на Отрабатывать
окне.
технику
закрашивания.
Продолжать
закреплять
правильно держать
кисть и набирать
краску,
развивать
творческие
способности
и
воображение.
А.В. Никитина
Стр. 39
Бумага,
трафарет,
воздушные
фломастеры
А.В. Никитина
Стр. 41
1.Беседа
2.Чтение
стихотворения
«Снежинка»
3.Рассматривание.
4.Самостоятельная
деятельность
детей.
5.Подвижная игра
«Снежинки».
6.Итог.
1.Чтение
стихотворения.
2.Показ приемов
рисования.
3.Самостоятельная
деятельность
детей.
4.Пальчиковая
гимнастика
«Елочка»
5.Итог.
1.Чтение
стихотворения.
2.Показ приемов
рисования.
3.Самостоятельная
деятельность
детей.
4.Итог.
Бумага,
краски,
карандашии
люстрации
гуашь,
печатки,
кисти,
бумага.
Ватман,
краски,
кисти.
А.В. Никитина стр. 47
4.Елочка
1.Вступительная
беседа.
2.Худ. слово.
3.Самостоятельная
деятельность
детей.
4.Итог.
А.В. Никитина стр. 48
Формировать умение
рисовать дерево без
листьев, снег
Рисование
изображать
пальчиками пальчиками,
развивать
инициативу, учить
составлять
композицию.
3.Снежинк Формировать умение
и.
с помощью
трафарета снежинок
Воздушные делать набрызг из
фломастеры фломастеров
развивать чувство
композиции.
Развивать
длительный плавный
выдох.
2.Первый
снег.
8.Сказочна Познакомить
с
я Жар – народными
птица
традициями
в
изображении птиц,
научить
рисовать
предметы сложной
формы от общего к
деталям.
дека 1.Волшебн
брь ица-зима.
Учить эстетическому
восприятию
природы, средствам
передачи
выразительности
пейзажа
проявлять
творчество,
фантазию.
1.Показ изделий
народного
промысла.
2.Чтение
стихотворения.
3.Объяснение.
4.Самостоятельная
деятельность
детей.
5.Игра «Карусель».
6.Итог.
1.Чтение
стихотворения.
2.Показ игрушки
павлина.
3.Объяснение
4.Самостоятельная
деятельность
детей.
5.Итог.
1.Чтение отрывков
из стихов.
2.Описание детьми
леса.
3.Показ рисунка.
4.Самостоятельная
деятельность
детей.
5.Итог.
Трафареты,
краски
Изделия
городецких
мастеров,
бумага,
гуашь,
кисти.
Карандаши,
гуашь,
кисти,
иллюстраци
и с птицами
Бумага,
гуашь,
кисти,
карандаши.
Р.Т. Казакова стр. 49
А.В. Никитина
Стр.55
7.Узоры на Познакомить
с
тарелочке колоритом
городецкой росписи.
Оттиск
Составлять узор в
печатками
круге.
Развивать
чувство композиции.
1.Загадывание
загадки.
2.Показ приемов
Трафарет,
рисования
краски
3.Самостоятельная
деятельность
детей.
4.Итог.
Н.Ф. Штейнле
Стр. 45
(рисование
пальцами,
печать по
трафарету)
Упражнять в печати
по
трафарету.
Закреплять умение
рисовать
деревья
сангиной, рисовать
пальчиками.
Развивать
чувство
композиции.
Н.Ф. Штейнле
Стр. 90
6.Осенняя
сказка
Рисование
пластилино
м
5.Звездное
небо
гуашь,
печатки,
кисти,
бумага.
Картон,
пластилин
карандаш
и
Р.Г. Казакова стр 87
А.В. Никитина стр. 47
бумага,
карандаш
и,
фломастер
ы.,
ножницы,
клей
Т.Н. Ветрова стр.
4.Натюрмо
рт
1.Беседа
2.Чтение
стихотворения
Рассматривание.
3.Самостоятельная
деятельность
детей.
4.Подвижная игра
5.Итог.
1.Чтение
стихотворения.
2.Показ приемов
рисования.
3.Самостоятельная
деятельность
детей.
4.Пальчиковая
гимнастика
«Елочка»
5.Итог.
Учить рисовать
1.Худ. слово.
контур на картоне,
2. Беседа.
размазывать
3.Показ приемов
пластилин, не выходя рисования.
за контур. Создавать 4.Самостоятельная
натюрморт
деятельность
детей.
5.Итог.
Воспитывать
1. Отгадывание
эстетическое
загадок.
восприятие природы 2. Беседа.
ее изображение
3. Самостоятель
нетрадиционными
ная
худ техниками,
деятельность
развивать
детей.
цветовосприятие и
4. Пальчиковые
зрительноигры.
двигательную
5. Итог
координацию
Бумага,
гаушь,
кисти,
свеча.
А.В. Никитина
Стр. 63
Закреплять навыки
нетрадиционной
изобразительной
техники граттаж.
граттаж
Упражнять в
использовании таких
средств
выразительности, как
линия, штрих.
3.Елочка
Формировать
нарядная
умение рисовать ель,
закрепить
умение
Оттиск
изображать елочные
поролоном, игрушки с помощью
рисование
печаток.
пальчиками Воспитывать
эстетическое
восприятие природы.
2.Дворец
Деда
Мороза
1. Худ слово.
2. Рассматриван
ие картинок,
самостоятель
ная
деятельность
детей.
3. Итог.
Острая
палочка.
Свечи,
тушь,
картон
1.Разыгрывание
бумага,
ситуации
карандаш
2.Рассматривание
и, краски
образцов.
3.Самостоятельная
деятельность детей
4.Пальчиковая
гимнастика
5.Итог.
1.Чтение
стихотворения
«Черепаха»
2.Беседа.
3.Самостоятельная
деятельность
детей.
4.Подвижная игра
«Черепаха»
5.Итог.
Бумага,
фломастеры
восковые
мелки,
акварель,
кисти,
Т.Н. Ветрова стр. 54
Т.Н. Ветрова стр. 45
1. Игровая
Краски.
мотивация.
Бумага.
2. Худ слово.
Поролон.
3. Самостоятельна
я деятельность
детей.
4. Итог.
Р.Т. Казакова стр 65
Закрепить приемы
печатания целого
изображения на
монотопия вторую часть листа,
предварительно
смоченную
кусочками поролона.
Развивать творческое
воображение через
печатание новым
способом.
янва 1.Рождеств Формировать умение
рь енские
осваивать
технику
чудеса
граттажа. Развивать
глазомер
и
граттаж
координацию
движений. Развивать
творческое
воображение
при
использовании
нетрадиционного
материалов
2.Зимние
Познакомить с
узоры
нетрадиционной
изобразительной
(граттаж)
техникой чернобелого граттажа.
Упражнять в
использовании таких
средств
выразительности, как
линия, штрих.
3.Черепахи Воспитывать
.
эстетическое
восприятие природы:
Восковые
учить
изображать
мелки +
животных, развивать
акварель
цветовосприятие
и
чувство композиции.
Совершенствовать
умения в техниках,
учить
изображать
животных наиболее
выразительно.
А.В. Никитина
Стр.61.
6.Город на
реке
6.Живая
рука
Рисование
ладошкой
7.Волшебн
ые точки
1.Загадывание
загадок.
2.Беседа.
3.Самостоятельная
деятельность
детей.
4.Подвижная игра
5.Итог.
Формировать умение 1.Беседа.
рисовать разное
2.Чтение
настроение,
стихотворения.
отображать в рисунке 3.Рассматривание
возраст и их
картинок.
персонажей,
4.Самостоятельная
национальную
деятельность
принадлежность.
детей.
5.Итог.
Формировать умение 1. Худ. слово.
детей изображать
2. Беседа.
контур рисунка
3. Показ приемов
простым
рисования.
карандашом, по его
4. Самостоятельная
следу делать
деятельность
точечный рисунок
детей.
тампоном.
5. Итог.
Познакомить с
новым способом
изображения.
Р.Г. Казакова
Стр. 89
Формировать умение
обводить ладони и
пальцы
простым
карандашом,
дорисовывать детали.
Бумага,
краски,
кисти,
карандаши.
Рулон
бумаги,
картинки
морского
дна, краски,
кисти,
карандаши.
Карандаш
и, бумага,
фломастер
ы
Тампон из
поролона,
гуашь,
простой
карандаш.
И. Н. Лыкова стр.
96
5.
Подводный
мир
(коллектив
ная работа)
1.Чтение
стихотворения
2.Самостоятельная
деятельность детей
3.Игра
4.Итог.
Т.Н. Ветрова стр. 45
Совершенствовать
умение
делать
отпечатки ладони и
дорисовывать их до
определенного
образа.
Развивать
воображение
и
творчество.
Т.Н. Ветрова стр 58
4.Превращ
ение
ладошки
2.Зимние
пейзажи
(рисование
по сырому)
3.Волшебн
ые кляксы
кляксограф
ия
4.В
подводном
мире
(рисование
ладошкой,
восков.
мелками и
акварелью)
Формировать умение
отражать
особенности
изображаемого
предмета, используя
различные
нетрадиционные
изобразительные
техники. Развивать
чувство композиции,
совершенствовать
умение работать в
разных техниках.
Развивать глазомер,
путем покачивания
листа с кляксой так,
чтобы клякса
развивалась в разные
стороны
1. Худ слово.
2. Игровой
момент.
3. Показ приема
рисовании.
4. Самостоятельна
я деятельность
детей.
5. Итог.
Совершенствовать
1.Чтение
умение в
стихотворения
нетрадиционной
2.Беседа.
изобразительной
3.Загадывание
технике.
загадки.
Формировать умение 4.Физкультминутк
превращать
а.
отпечатки ладоней в 5.Самостоятельная
рыб и медуз,
деятельность
рисовать различные
детей.
водоросли. Развивать 6.Итог.
воображение,
чувство композиции.
Картон,
пластилин
карандаш
и
Краска,
бумага,
кисти
Карандаш
и, тушь,
кисти,
иллюстра
ции
Фломасте
ры,
бумага,
карски,
кисти
Т.Н. Ветрова стр.
1.Худ. слово.
2. Беседа.
3.Показ приемов
рисования.
4.Самостоятельная
деятельность
детей.
5.Итог.
1.Худ. слово.
2.Беседа.
3.Показ приемов
рисования.
4.Самостоятельная
деятельность детей.
5.Итог.
Р.Т. Казакова стр 73
Рисование
пластилино
м
Закреплять умение
рисовать контур на
картоне, размазывать
пластилин, не выходя
за контур. Создавать
натюрморт
Т.Н. Ветрова стр. 51
февраль
1.Натюрмо
рт
8.Невиданн Знакомить со
ые звери
способом
мыслительных
Комментир действий в ходе
ованное
создания
рисование
произведения,
средствами
выразительности,
особенностями
цветового решения.
1.Беседа.
2.Чтение
стихотворения.
3.Рассматривание
картинок.
4.Самостоятельная
деятельность
детей.
5.Итог.
1. Беседа.
2. Физкультминут
ка.
3. Беседа.
4. Рисование по
заданной теме.
5. Итог.
Фигурки
коня,
гуашь,
печатки,
кисти
Карандаш
и, бумага,
фломастер
ы
Краски,
бумага,
кисти
Т.Н. Ветрова стр. 49
Бумага,
краски,
поролон.
Н.Ф. Штейнле
стр 78
6.Кони
Закрепить умение
расписные. украшать
дымковским узором
простую фигурку.
Развивать умение
передавать колорит
узора.
7.Живая
Формировать умение
рука
рисовать разное
настроение,
Рисование
отображать в рисунке
ладошкой
возраст и их
персонажей,
национальную
принадлежность.
1. Беседа.
2. Рассматривание
картин.
3.Показ приема
рисования.
4.Самостоятельная
деятельность
детей.
5. Итог
1.Рассказ педагога.
2.Худ. Слово.
3.Беседа.
4.Практическая
работа.
5.Итог.
Т.Н. Ветрова стр. 45
Закрепить знание
теплых цветов,
особенности их
смешения, плавный
переход от желтого
до малинового
Н. В. Микляева стр 87
5.Заря
Рисунки из
ладошек
4.Маленьк
ие
камешки
Рисование
на
камешках
Знакомство
с
художественными
техниками.
Продолжать
учить
детей обводить руку
простым
карандашом,
дорисовывать
необходимые детали.
Познакомить детей с
новой техникой
рисования – роспись
камней. Развивать
изображение,
фантазию
Бумага,
краски,
кисти,
карандаши,
печатки,
ветки с
цветами в
вазе.
Карандаши,
краски,
кисти.
Камни,
гуашь,
кисти.
март
А.В. Никитина
Стр 69
А.В. Никитина стр 71
1.Показ модели
ветки.
2.Чтение
стихотворения.
3.Физ.минутка.
4.Самостоятельная
деятельность
детей.
5.Итог.
1.Рассматривание
иллюстраций.
2.Чтение
стихотворения
«Где спит рыбка»
3.Самостоятельная
деятельность
детей.
4.Пальчиковая
гимнастика.
5.Итог.
1.Показ картинку.
рассматривание.
2.Описание
игрушки.
3.Самостоятельная
деятельность детей
4.Игра
5.Итог.
А.В. Никитина стр. 75
3.Аквариу
м.
1.Загадывание
загадок.
Бумага,
2.Рассматривание краски,
картин.
кисти.
3.Беседа.
4.Самостоятельная
деятельность
детей.
5.Подвижная игра
«Веснянка»
6.Итог.
А.В. Никитина стр.
91
Формировать умение
рисовать состояние
погоды,
совершенствовать
цветовосприятие
отбором
оттенков
Научить складывать
лист пополам, на
одной
стороне
рисовать пейзаж, на
другой получать его
отражение в озере.
2.Ветка с Формировать умение
цветами
рисовать с натуры,
передавать
форму
Оттиск
вазы и ветки, учить
печатками
рисовать цветы и
листья.
1.Ранняя
весна.
1.Беседа.
2.Рассматривание
картинок.
3.Комментированн
ое рисование.
4.Итог.
Бумага,
краски,
карандаши
геометрич
формы
Н.Ф. Штейнле стр 28
Н. В. Микляева стр. 90
1.Беседа – рассказ.
2.Рассматривание Народные
росписей.
изделия,
3.Показ приемов
бумага,
рисования.
карандаши,
4.Самостоятельная краски.
деятельность
детей.
5.Итог.
1.Беседа.
Бумага,
2.Комментированное кисти,
рисование.
мелки,
3.Физкультминутка. фломастер
4.Рисование
ы
двигающего человека.
5.Итог.
Н. В. Микляева стр.96
5.В гостях Расширить
у народных эстетическое
мастеров.
представление о мире
природы на примере
изделий
народных
мастеров.
Дать
графические умения
и навыки о новой
технике.
6.Коротыш Формировать умение
ки из
пересказывать
солнечного литературный текст
города
от лица героя.
Совершенствовать
Комментир умение рисовать по
ованное
следам
рисование
прослушанного
литературного
произведения.
7.Зоопарк
Научить переносить
умения и навыки
Комментир комментированного
ованное
рисования на себя,
рисование
упражнять в
создании фигур из
геометрических
форм, используя
прием прием
дополнения и
изъятия лишнего.
Воспитывать интерес
к диким животным.
апрель
1.Грачи
прилетели.
Печатка из
ластика,
рисование
поролоном
2.Ветка с Формировать умение
первыми
рисовать с натуры,
листьями
передавать
форму
вазы и ветки, учить
Оттиск
рисовать листья.
печатками
1.Загадывание
загадок.
2.Показ картинок.
3.Беседа.
Самостоятел
ьная
деятельность
детей.
Подвижная
игра
«Грачи».
Итог.
1.Показ модели
ветки.
2.Чтение
стихотворения.
3.Физ.минутка.
4.Самостоятельная
деятельность
детей.
5.Итог.
Печатки,
бумага,
краски,
кисти.
Бумага,
краски,
кисти,
карандаши,
печатки,
ветки в
вазе.
Р.Т. Казакова стр 73
1.Худ. слово.
Краска,
2.Беседа.
бумага,
3.Показ приемов
кисти
рисования.
4.Самостоятельная
деятельность детей.
5.Итог.
А.В. Никитина стр 79
(рисование
по сырому)
Формировать умение
отражать
особенности
изображаемого
предмета, используя
различные
нетрадиционные
изобразительные
техники. Развивать
чувство композиции,
совершенствовать
умение работать в
разных техниках.
Развивать
чувство
композиции,
упражнять
в
комбинировании
различных
техник
рисования.
Учить
детей печатками из
ластика изображать
стаю птиц.
А.В. Никитина стр 71
8.Весенние
пейзажи
Формировать умение
составлять узор из
рябины в круге.
Закрепить приемы
печатания пальцем,
рисование
добиваясь четкого
пальчиком оттиска. Учить
рисовать листья
пальцами.
5.В гостях Расширить
у народных эстетическое
мастеров.
представление о мире
природы на примере
изделий
народных
мастеров.
Дать
графические умения
и навыки о новой
технике.
4.Украшен
ие подноса
узорами
рябины
Карандаши,
краски,
кисти.
Бумага,
краски.
Народные
изделия,
бумага,
карандаши,
краски.
А.В. Никитина стр. 75
1.Рассматривание
иллюстраций.
2.Чтение
стихотворения
«Где спит рыбка»
3.Самостоятельная
деятельность
детей.
4.Пальчиковая
гимнастика.
5.Итог.
1.Разыгрывание
ситуации
2.Рассматривание
образцов.
3.Самостоятельная
деятельность детей
4.Пальчиковая
гимнастика
5.Итог.
1.Беседа – рассказ.
2.Рассматривание
росписей.
3.Показ приемов
рисования.
4.Самостоятельная
деятельность
детей.
5.Итог.
Т.Н. Ветрова стр. 53
дне Знакомство
с
художественными
техниками.
Рисунки из Продолжать
учить
ладошек
детей обводить руку
простым
карандашом,
дорисовывать
необходимые детали.
Н.Ф. Штейнле стр 28
3.На
моря
7.Цветы.
Техника
тычка
8.В
подводном
мире
(рисование
ладошкой,
восков.
мелками и
акварелью)
1.Чтение
стихотворения
2.Показ картинку.
рассматривание.
3.Самостоятельная
деятельность детей
4.Игра
5.Итог.
Совершенствовать
1.Чтение
умение в
стихотворения
нетрадиционной
2.Беседа.
изобразительной
3.Загадывание
технике.
загадки.
Формировать умение 4.Физкультминутк
превращать
а.
отпечатки ладоней в 5.Самостоятельная
рыб и медуз,
деятельность
рисовать различные
детей.
водоросли. Развивать 6.Итог.
воображение,
чувство композиции.
Краски,
кисти,
бумага
Р.Е. Казакова стр. 75
1.Чтение
стихотворения
2.Показ картинку.
рассматривание.
3.Самостоятельная
деятельность детей
4.Игра
5.Итог.
Бумага,
карандаши,
краски,
кисти.
А.В. Никитина
Стр. 81
(техника
тычка)
Формировать умение
рисовать
собак,
расширять знания о
домашних животных.
Познакомить
с
техникой рисования
тычком
полусухой
жесткой
кистью.
Формировать умение
имитировать шерсть
животного,
используя
создаваемую тычком
фактуру как средство
выразительности.
Формировать умение
наносить рисунок по
всей
поверхности
бумаги.
Продолжать
формировать умение
рисовать
тычками,
распределять
по
всему рисунку точки.
Фломасте
ры,
бумага,
карски,
кисти
Р.Т. Казакова стр 90
6.Мой
маленький
друг
1.Беседа.
2.Рассматривание
матрешек.
3.Самостоятельная
деятельность
детей.
4Итог.
1.Перечисляющее
рисование.
2.Физкультминутк
а.
3.Дорисовывание
котят.
4.Рисование мамы
– кошки и папы –
кота.
5.Итог.
А.В. Никитина
Стр. 85
Бумага,
гуашь,
кисти.
Силуэты,
образцы,
кисти,
краски.
Н.Ф. Штейнле
стр 32
май
1.Загадывание
загадок.
2.Беседа.
3.Самостоятельная
деятельность
детей.
4.Подвижная игра
«Мотылек»
5.Итог.
Карандаш
и, бумага,
краски,
кисти.
Н. В. Микляева стр. 63
Совершенствовать
умение
детей
в
Предметная технике предметной
монотопия монотопией,
формировать умение
соблюдать
симметрию.
Развивать
пространственное
мышление
2.Русские
Познакомить
с
матрешки особенностями
русской
игрушки,
расписывания
их;
развивать
творчество,
фантазию.
3.Кошка и Закреплять знания о
котята
внешнем виде
животного.
Комментир Формировать умение
ованное
всматриваться в
рисование
особенности
движения, шерстки,
выражения глаз;
строить композицию,
используя различные
материалы для
создания
выразительности
образа.
1.Бабочка
Волшебные
веревочки
7.Мозаика
Рисование
по мятой
бумаге
8.Итоговая
выставка
рисунков.
Формировать умение
рисовать ниткой
Использовать нитки
разные по толщине.
Развивать творческое
воображение через
создание образа
пятна.
Формировать умение
рисовать, дуя через
трубочку. Развивать
творческую
фантазию.
6. Худ слово.
7. Игровой
момент.
8. Показ приема
рисовании.
9. Самостоятельна
я деятельность
детей.
10.Итог.
1. Худ слово.
2. Беседа.
3. Самостоятель
ная
деятельность
детей.
4. Итог.
1. Игровая
мотивация.
2. Худ слово.
3. Самостоятельна
я деятельность
детей.
4. Итог
Рассмотреть с детьми 1.Беседа.
рисунки. Рисование 2.Физ.минутка
по замыслу.
3.Самостоятельна
я деятельность
детей
4.Итог
Н. В. Микляева стр 93
Краски,
бумага,
карандаш
и
Карандаш
и, тушь,
кисти,
иллюстра
ции
Нитки,
краска,
бумага
Краски,
трубочки.
Рисунки
детей за год
Т.Н. Ветрова стр 56 Т.Н. Ветрова стр. 51
6.Волшебн
ые цветы
1.Беседа.
2.Чтение
стихотворения
3.Физкультминутк
а.
4.Коллективное
рисование.
5.Итог.
Т.Н. Ветрова
стр.41
4.Булочная Совершенствовать
песенка
умение и навыки
рисовать по следам
Комментиро прослушанного
ванное
литературного
рисование
произведения,
отражать в своем
рисунке свои
впечатления и
переживания.
Формировать умение
создавать
коллективный
рисунок
5.Волшебн Развивать глазомер,
ые кляксы путем покачивания
листа с кляксой так,
кляксограф чтобы клякса
ия
развивалась в разные
стороны
Список литературы:
1. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с.
2. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и
развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития»,
«Академия К˚», 1998.– 256с.
3. Ветрова Т. Н. ТРИЗ в изодеятельности. – Наб. Челны. 2007. – 80с
4. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками
по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
5. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие
дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных
образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.
6. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс»,
2004
– 128с.
7. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми
дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты
занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.
8. Колдина Д.Н. «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет», М, издательство
«Мозаика-Синтез», 2007г.
9. Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. – Мн:
ООО «Попурри», 2005. – 256с.
10. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
11. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»:
Издательство «Астрель», 2005. – 63с.
12. Колль М.-Э., Поттер Дж. Наука через искусство. – Мн: ООО «Попурри»,
2005. – 144с.
13. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред.
Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.
14. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М:
«Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.
15. Микляева Н. В. Комментированное рисование в детском саду. – М. : ТЦ
Сфера, 2010. – 128с.
16. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб.: КАРО,
2008. – 96с.
17. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного
творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.
18. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с
детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство
«ГНОМ и Д», 2001. – 64с.
19. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития,
2006. – 96с.
20. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН –
ПРЕСС», 2003.– 96с.
21. Штейнле Н.Ф. Изобразительная деятельность. – Волгоград: ИТД
«Корифей». 2006. – 128с.