О реализации доступной среды в МБДОУ № 8 пгт. Шахтерск
В современном образовании поставлена цель - обеспечить доступное и
качественное образование детей с ОВЗ и детей -инвалидов. Поэтому дошкольные
образовательные учреждения принимают на себя обязательство выстроить образовательный
процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети -инвалиды были включены в него и могли
обучаться совместно с другими детьми. Педагоги дошкольных образовательных
учреждений должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей,
находящихся в одном информационном поле. В группе могут присутствовать здоровые дети
и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением
РАС и дети-инвалиды.
МБДОУ № 8 пгт. Шахтерск принимает участие в реализации программы
«Доступная среда» с 02.04.2015г.
Основные задачи ДОУ в реализации программы «Доступная среда»:
1. Развитие инфраструктуры образовательного учреждения с точки зрения ее доступности.
2. Реализация принципов инклюзивного образования в ДОУ и
эффективного психолого- педагогического сопровождения детей с ОВЗ.
осуществление
3. Повышение квалификации специалистов и педагогов, работающих с детьми с ОВЗ.
4. Организация разъяснительной и просветительской работы с родителями (законными
представителями) и педагогами по организации развития и образования детей -инвалидов и
детей с ОВЗ.
Ожидаемые результаты:
1. Позитивный эффект для уровня качества образования детей -инвалидов и детей с ОВЗ,
повышение качества их образования, успешная социализация в обществе.
2. Обновление качества образования за счет работы над индивидуальными проектами,
участием в конкурсах, выставках, викторинах различного уровня.
3. Реабилитация и сохранение физического и психического здоровья воспитанников.
Свою работу мы начали с:
1. Разработки алгоритма создания предметно-развивающей среды в ДОУ:
1.1. Сформировать цель и задачи на разных этапах работы на основе общеобразовательной
программы ДОУ.
1.2. Анализ внешних и внутренних возможностей образовательного учреждения.
1.3. Изучение спроса, интересов, предпочтений родителей (законных представителей) мониторинг.
1.4. Составление перечня необходимых материалов и оборудования исходя из
необходимости и материальных возможностей ДОУ на первом этапе.
1.5. Размещение необходимой мебели и крупного оборудования, наполнение игровым и
дидактическим материалом, учитывая принцип зонирования для выделения зон, игровых
центров.
1.6. Последовательность внесения изменений предметно-пространственной среды в
течение года, с учётом образовательной программы, положительной динамики развития
детей, приобретения новых средств.
Созданная развивающая среда в ДОУ - это комплексный, системный, вариативный,
инвариантный, пластически меняющийся механизм непрерывной психолого -
педагогической помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья на пути
становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и
взрослыми, формировании мобильности и общественной активности. Изменение,
улучшение и обогащение развивающей предметно -пространственной среды (РППС),
является одним из эффективных условий реализации образовательного процесса ребенка с
ОВЗ.
Общие методики по дошкольному образованию подходят не для всех детей.
Одним — достаточно сложно заниматься по такой программе, другим - недостаточно
знаний для дальнейшего развития. По этой причине разрабатываются новые системы
обучения, которые учитывают все индивидуальные качества всех малышей в отдельности.
При необходимости составляется индивидуальная адаптированная программа,
структурно состоящая из пояснительной записки, плана работы с дошкольником по
различным образовательным направлениям и системы мониторинга достижений.
Коррекция и компенсация психоречевых недостатков у дошкольников с ОВЗ
согласно ФГОС ДО обеспечивается объединением усилий педагогов разного профиля —
специалистов, каждый из которых отвечает за отдельные показатели возрастного развития:
• Ответственные
воспитатели организуют
коррекционно-образовательную
деятельность в ходе организации различных видов деткой активности, в режимных
моментах с применением игровых, сюжетных и интегрированных форм
педагогической работы, а также поощряют самостоятельность детей с ОВЗ при выборе
игр познавательно-речевой и общеразвивающей направленности.
• Учитель-логопед проводит коррекционную работу по преодолению речевых
недостатков и общеразвивающую образовательно-коррекционную деятельность в ходе
режимных моментов, используя комплексный подход к решению возникающих
педагогических проблем, в т.ч. и за счет применения традиционных и нетрадиционных
методов взаимодействия с дошкольниками.
• Педагог-психолог организует
взаимодействие
педагогов, разрабатывает
коррекционные программы индивидуального развития ребенка, проводит
психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми, повышает уровень
психологической компетентности педагогов детского ДОУ, проводит консультативную
работу с родителями.
• Музыкальный руководитель организует выполнение упражнений на развитие
слухового восприятия, двигательной памяти, обучает основам логоритмики.
Инструктор по физической культуре, опираясь на данные актуальных медицинских
обследований, организует игры на развитие общей и мелкой моторики, формирование
правильного дыхания, укрепление мышечного каркаса, формирование адекватной
пространственной ориентации.
Количество педагогических работников, использующих инклюзивные технологии – 6
чел. Количество педагогических работников, прошедших курсовую подготовку, по
вопросам использования инклюзивных технологий -14 чел.
В нашем ДОУ имеются :
Пандус – 1 шт.
Система вызова помощника «Пульсатор-3»Кнопка вызова
«Универсал (Аа), Стационарный приемник со звуковой, световой и
текстовой индикацией – 1 шт.
Накладка на ступень (резиновая, ячеистая). -10 шт.
При входе в здание имеется вывеска с названием организации
выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайлеря на контрастном фоне –
1 шт.
Предоставляется услуга сопровождения инвалида и лиц с
ограниченными возможностями здоровья в здании и по территории
работниками учреждения.
Для обеспечения доступного перемещения по зданию МБДОУ для
инвалидов, маломобильных групп граждан и лиц с ОВЗ имеется:
Световые маяки для обозначения габаритов входной двери, проема. 1
комплект.
Пандус телескопический 1 секционный с противоскользящей,
рельефной поверхностью. – 1 шт.
Мнемосхема расположения кабинетов и помещений рельефноточечным шрифтом Брайля
на контрастном фоне. – 1 шт.
Информационно-тактильные таблички на дверях помещении и групп
- вывески со шрифтом Брайля на контрастном фоне с названием учреждения, групповых
помещений, кабинетов;
- план здания со шрифтом Брайля на контрастном фоне на 1 этаже;
- продвижение по зданию обозначено стрелками;
- обеспечен беспрепятственный доступ детей с ОВЗ в групповые помещения и кабинеты
специалистов;
- в кабинетах специалистов созданы условия для индивидуального обучения.
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)